Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

Они друзьями могут быть. Но русских они, скорее всего, подставят. < ...> Но у них сплоченность между собой, а не сплоченность с русскими... (Ж., 1984 г.р.); При этом сами «выживают» русских с мест проживания на своей «историческойродине», <....> в России к лицам кавказской национальности подобным образом не относятся. Мне неприятно, смотреть, как они уверенно чувствуют себя в нашем городе...» (Ж., 1984 г.р.). Таким образом, при оценке статусов и позиций «кавказцев» местные жители определяют для себя социальную дистанцию, задают некие границы, в рамках которых они согласны на общение с представителями кавказских и закавказских этнических групп. В итоге мы имеем дело с разными моделями восприятия этнических мигрантов. Одна более привычна и стереотипна: респонденты говорят о достоинствах кавказцев - и тут же обвиняют их в том, что те занимают рабочие места, представляя тем самым, опасность для местных жителей, которые, в соответствии с автостереотипом и в отличие от мобильных, «горячих» южан, «заморожены». Вторая модель является основанием для толерантной позиции, которую условно можно обозначить так: «Кавказцы занимаются тем, чем не занимаемся мы». Модель реализуется в нескольких вариантах: 1) самокритичный - он ориентирован на такую позицию: «раз уж мы не умеем, пусть хоть кто-то этим занимается». Здесь акцент делается на разделении труда; 2) локально дифференцирующий - обобщенно может быть представлен утверждением: «Мы, северяне, здесь всегда занимались другим (строили города, работали в сфере производства, занимались научной деятельностью), но не торговали, тем более сельскохозяйственной продукцией. И хорошо, что есть люди, которые этим занимаются». Для этого типа свойственно скорее позитивно либо нейтрально оценивать и «местных» и «приезжих», поскольку каждый занимается тем, что умеет, и на данном этапе нет конкуренции; 3) «попустительский» - «пусть делают, что хотят, лишь бы меня не трогали». Этот тип характерен в большей степени для молодежи. По существу, это разновидность первых двух вариантов, за исключением того, что первые два основаны на оппозиции между видами деятельности: торговля/производство. Здесь эта оппозиция четко не выражена, но присутствует идея разделения сфер деятельности и, соответственно, пространств. Опасность в данном случае заключается в том, что если «кавказцы» захотят сотрудничать в той или иной сфере деятельности, то это может закончиться открытым противостоянием; 4) «сочувствующий» - «местные» сопереживают мигрантам-кавказцам, оказавшимся в непривычных для них природных условиях. В большей степени такая позиция характерна для тех, кто признает условия жизни на Севере экстремальными. Заметим, что информанты считают всех прибывших после распада Союза беженцами. Ситуацию в Кавказском регионе они оценивают как опасную для жизни человека, тем самым подтверждая, что по доброй воле жить на Крайний Север мало кто поедет. Такие относительно толерантные установки «местных» облегчают адаптацию этнических переселенцев. Наличие дружеских контактов с представителями других этносов и возможность их установления может повлиять на изменение первоначального, 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz