Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

Москве, а также различия в оценках русских (московских) и «своих» женщин со стороны мужчин-кавказцев: «Сексуальные отношения со «своими» партнершами (и тем более женами), как правило, инвариантны и строятся на основе «классических» традиций и канонов поведения, исключающих сколько-либо активное участие женщины и предполагающих в конечном итоге продолжение рода. От русских требуется как раз обратное: сугубая сексуальность без нежелательных «последствий», активность и фантазия, < ...> в русских женщинах они находят хороших подруг и любовниц, но вовсе не стремятся «слиться» с ними навеки» [Фаис, 1997: 149]. В данной ситуации не столько важен факт наличия временной семьи (и собственно потребительского отношения к женщине), сколько представляют интерес мотивы, которые заставляют мигранта выбирать такой путь адаптации, и модели реализации этой стратегии. Власть и богатство Представления о власти и богатстве «кавказцев» в первую очередь связаны с изменением статусов этнических мигрантов и принимающего населения. «Кавказцы», которые проживают на Кольском Севере и занимаются коммерческой деятельностью, как правило, сопоставляются с русскими: Наши тут, понимаешь, ничего не могут сделать, живут в бедности и нищете... (Ж., 1983 г.р.); Я считаю, что это люди глупые... У них ничего в этой жизни не получается... Они будут кричать, что нерусский грязный, вшивый, но они хоть зарабатывают в чужой стране, без документов, без всего. А ты сидишь в своей стране и ничего не можешь сделать... (Ж., 1984 г.р.); Может быть с тем, что русские любят, чтобы им все давали, дарили (Ж., 1962 г.р.). Автостереотип не может быть исключительно негативным. Несмотря на представление, что многие русские не могут состояться в сфере торговли, интраобраз в целом не наполняется отрицательными характеристиками. Основные причины - лень, пьянство, - которые не позволяют местным жителям быть конкурентами «кавказцев», не являются доминирующими. Неспособность «русского Ваньки» реализоваться в сфере рыночной торговли списывается именно на тех, кто смог решить эту проблему, - на «кавказцев». Мигранты положительно оцениваются в связи с их способностью заработать деньги в чужой стране, жить без документов и быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, но в то же время обвиняются в оккупировании рыночных, городских пространств. В этой связи интересны представления о богатстве «кавказцев», которые, по высказываниям местных жителей, ничего не предпринимают, но у них всегда есть деньги. Богатство демонстрирует достаточно устойчивая деталь: «с белыми зубами, но где-то блестит золотой зуб». В массовом сознании четко закрепилось представление о том, что среди «кавказцев» нет богатых и бедных. Материальная обеспеченность мигрантов объясняется их социальной солидарностью - дружбой и взаимопомощью: Почему и говорят, что у кавказской национальности нет бедных людей. А этого и не может быть, потому что если одному человеку плохо, то другие родственники стараются отдать то, что у них есть и с избытком... (Ж., 1983 г.р.); 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz