Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.
сексуальности и либидиозной энергии, чем представители культур со слабыми запретами в отношении женщин» [Мехти]. Гиперсексуальность характерна, в первую очередь, для молодых кавказцев: ...Приставучие ...неудовлетворенные вечно... (Ж., 1983 г.р.). Это свойство является отталкивающим фактором межэтнического взаимодействия. Вследствие этого снижение с возрастом сексуальной активности «кавказцев» становится основанием для положительной оценки «гостей с юга» и открытости для них местного населения: ...Если это единственный случай, который со мной случился, хороший человек попался, и то он уже в годах как бы, ну как моя бабушка, лет шестьдесят, какие там у него могут быть желания (Ж., 1983 г.р.); Молодые кавказцы, они одинаковы, что там, что тут. А те, которые постарше, те, как бы, там себя более... спокойно чувствуют. Им там ничего не надо (Ж., 1983 г.р.). Закономерен вывод, что отношения между этническими группами могут развиваться по схеме взаимодействий между полами. Женщины положительно оценивают сексуально активных мужчин, пусть даже внешне их не устраивающих. Потребительское отношение к русским девушкам или к представительницам тех этнических групп, которые для «кавказцев» сексуально привлекательны, может быть объяснено следующими факторами. • Желание повысить социальный статус. Данный мотив выражен несколькими сценариями: (1) «Я живу (общаюсь) с русской - меня не тронут местные», следствие - высокий статус у принимающего населения; (2) «Я живу (общаюсь) с русской - меня будут уважать свои», следствие - высокий статус в своей этнической группе. Высокие позиции в обеих группах могут быть достигнуты реализацией модели- (3) «Жениться на русской - получить гражданство» и таким образом перестать быть мигрантом и маргиналом. • Удовлетворение сексуальных потребностей при отсутствии необходимости постоянных контактов. Оно связано, в частности, с представлением о «русской красавице» как более сексуальной, чем другие этнические «красавицы». • Адаптация в другой этнокультурной среде. Сексуальность в этом случае выступает в качестве ресурса адаптации. С одной стороны, интимные отношения, позволяют быстрее узнать человека, включиться в его ближайшее окружение, а затем и в сообщество (региональное, этническое) в целом. С другой стороны, проникновение в частную жизнь делает человека беззащитным, снижая тем самым напряженность мигранта, который, в свою очередь, получает власть над партнером. Потребительское поведение во взаимодействии мигрантов-торговцев и принимающего населения (женской его части) не является особенностью «кавказцев», а, скорее, представляет одну из типовых адаптивных стратегий переселенцев и временных жителей. В частности, в африканских странах вплоть до конца XX века у приезжих «азиатов» были так называемые «временные семьи», которые распадались, «когда появлялась возможность выписать жену или невесту из «метрополии»» [Дятлов, 2006: 224-225]. Интересны результаты исследования брачности представителей кавказских этнических групп Москвы, которое проводилось в начале 1990-х гг. Оно продемонстрировало, в частности, функционирование института фиктивного брака для закрепления приезжих в 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz