Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.
С точки зрения «продажности», «расчетливости» могут быть оценены любые взаимоотношения между полами, людьми разного статуса и возраста - между людьми, изначально не равными. «Продажность» «местным» женщинам приписывается только по отношению к определенной иноэтнической группе («кавказцам»), на аналогичные ситуации внутри этнической группы такая позиция не распространяется. Именно мужчина-«кавказец» выступает в роли покупателя, а женщина - товара. Женщины очаровываются обещаниями «красивой» жизни, материальной обеспеченности, а в итоге отношения с «кавказцами» превращаются в схему: товар - деньги. Информанты-женщины излагают подобные ситуации таким образом, что других женщин, реально контактирующих с «кавказцами», они принижают. Собственные же контакты с представителями этой группы мигрантов представлены в рассказах иначе, в смягченном варианте, например, в виде сюжета ухаживания: Понимаешь, как бы я не знаю почему, почему они именно это делают, они на эту девушку, они тратятся. Это раз. Но не то, что почему это надо. Молодой человек должен тратиться на свою девугику, это в любом случае. Но я не знаю, каким образом, но они просто зачаровывают эту девушку... (Ж., 1984 г.р.). Кроме того, информанты склонны считать, что и сами кавказцы «таких» женщин впоследствии воспринимают как «продажных, распутных»: . . .Ия как раз шла рядом с женщиной , той, которая ехала с коляской, и один из нерусскж закричал, что: «Эй, ты, там такая, по имени ее назвал, чей это ребенок-то, вообще, твой, мой ш и там кто». В общем, так грубо... сказачи. Может, получается, что она родича от нерусского человека, но они так закричали на всю улицу, что как будто она девушка легкого поведения (Ж., 1983 г.р.). Итак, в массовом представлении мигрант-кавказец наделяется двумя статусами различного уровня: с одной стороны, это низкий социальный статус, чаще всего рыночного торговца [Чеснов], а с другой стороны, высокий сексуальный статус. Мужская гиперсексуальность, по одной из версий, связана с так называемым синдромом «виртуальной чадры», например, наблюдаемом в Азербайджане: «Мусульманские мужчины, лишенные возможности видеть лица и тела женщин, пребывают в большем напряжении агрессивной т.д. Проституция уже не рассматривается как нечто чуждое российскому обществу (см. в связи этим: [Голосенко, Голод, 1998; Либоракина, 1999; Женщина и визуальные знаки, 2000; Жеребкина, 2003; Кон, 2004; Голод, 2005]. В словарях русского языка «проституция» обозначается как «продажа женщинами («необеспеченными» [Ожегов, 1953]) своего тела с целью добыть средства к существованию». Синонимический ряд обширен: это и разговорные обозначения - женщина легкого поведения, продажная (или публичная, доступная) женщина; и книжные наименования - магдалина, жрица любви, гетера; и устаревшие названия - кокотка, куртизанка, метресса, падшая (или потерянная) женщина, лоретка, камелия, дама полусвета, демимонденка; просторечные и грубые словоупотребления - блудня, блядь, девка, потаскуха, потаскушка, шлюха, курва; и даже церковные - блудница. Таким образом, проститутка - не всегда женщина низкого социального статуса, распутная или падшая (подробнее: [Ожегов, 1953: 570; Александрова, 1969: 433; Словарь русского языка, 1983: 525; Горбачевич, 2008: 370-372; Философский словарь. Проституция]). 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz