Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.
защищать надо» (Ж., 1960 г.)*- Местные же мужчины, с одной стороны, гордятся красотой русской женщины и признанием ее «другими», а с другой стороны, предостерегают местных девушек от потребительского, по их мнению, поведения «кавказцев». Информанты считают, что русская женщина для «кавказца» - это, в первую очередь, объект сексуального наслаждения: Он не любит никого, женщины для него - предмет удовлетворения потребностей, особенно не своей национальности (Ж., 1985 г.р.); Они не учитывают особенностей русской культуры, относятся к женщинам как к товару... (Ж., 1984 г.р.). Такое отношение «кавказца» к русской женщине не считается чем-то из ряда вон выходящим. Сексуальная активность списывается на традиционную полигамию выходцев с Кавказа. Больше возмущения и осуждения вызывает у информантов обоего пола поведение русских девушек, которые «общаются» с «кавказцами», то есть вступают с ними в интимные отношения: На рынке, помнишь, я рассказываю, покупала я кроссовки, а он такой: «Давай я тебе их бесплатно дам, но ты пойдешь со мной отдохнешь». Я вообще была в шоке. Отдохнуть я, конечно, не пошла, хотя я знаю, кстати, что есть девушки, которые этим пользуются. Приходят специально на рынок к чуркам < ...> Ну, и, короче, «пойдем, типа , отдохнем» там, вся фигня. И кто-то же соглашается, за одежду (Ж., 1983 г.р.); Нм, что, русских парней маю? Вешаются лишь бы на что (Ж., 1984 г.р.). Информанты расценивают такое поведение местных женщин как «продажность». Опрашиваемые не определяют данное явление однозначно как проституцию, они, скорее, склонны описывать ситуацию таким образом, чтобы собеседник сам сделал вывод и установил соответствующие причинно- следственные связи. Любое общение между людьми, так или иначе, связано с взаимным (символическим) обменом. Сексуальные связи между этнически «родными» мужчинами и женщинами не вызывают негативного отношения. Как правило, осуждение возникает, если затрагиваются интересы различных социальных и возрастных групп. При этом тесные взаимодействия русских с «кавказцами» воспринимаются местными жителями как естественно невозможные. Может происходить лишь неформальная купля-продажа. Вместе с тем. такое поведение «русских» не квалифицируется как способ заработка. Возникает противоречие между тем, что интимные отношения устанавливаются за определенное вознаграждение, и достаточной обеспеченностью (по мнению информантов) местных женщин. Это противоречие дополняется проблемой значения терминов, которые обозначают данное явление: «проституция», «проститутка», - их однозначностью в сознании обывателя’*. Еще больше усугубляет ситу ацию этнический фактор. Об «утрате маскулинности» как одной из тем позднесоветского дискурса см.: [Здравомыслова, Темкина, 2002]. В советский период «проституция» представлялась как вид социально неприемлемого поведения, который приводит к состоянию аномии в обществе. В постсоветский период в России были сняты запреты на сексологические исследования, и сегодня направления исследований в этой области весьма разнообразны: от общих проблем сексуальности до изучения вопросов порнографии, проституции, гомосексуализма и 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz