Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.
Значит, женщина, она не работает, ну как она не работает на официальной работе, она работает дома. Вот, она заботится о семье, создает домашний уют... (Ж., 1984 г.р.); В жене ценят мать и хозяйку, но не женщину (Ж., 1964 г.р.); ...На первом месте потомство, а на втором деньги. Праздник в доме тогда, когда родился мальчик, а не когда девочка (М., ок. 1961 г.р.). Кавказская женщина часто воспринимается как лицо, которое находится во власти доминирующего мужчины. Положение и качества жены «кавказца» отличаются такими особенностями, как отстраненность от мира или пребывание исключительно в домашнем пространстве, уважение к мужу, даже в ситуации измены, и зависимость от мужа . Пребывание кавказской женщины на родине, а не рядом с мужем-мигрантом сказывается на ее позитивном восприятии как исполнительницы традиционной женской роли. Кавказская женщина и мужчина-«кавказец» занимают определенные пространства в доме. В кавказской семье, по представлениям информантов, четко распределены функции: муж - глава семьи, добытчик, жена - мать и домохозяйка. «Если мужчине вменялось в обязанность предоставление, добывание семье средств существования, то женщина должна была реализовывать их всем во благо» [Карпов, 2001: 233]. Жена для кавказца, по мнению информантов, не является его «любовницей» (сексуальным партнером). Кавказский мужчина разграничивает интимные отношения в семье, направленные на продолжение рода, и вне семьи, направленные на получение удовольствия. Как утверждают информанты, сохранение семьи для кавказского мужчины имеет первостепенное значение, поэтому в жизни семейного «кавказца» практически невозможен разрыв отношений: ...Да, они могут гулять там где-то на стороне, изменять женам, но в конечном итоге они всегда приходят домой, там, вот, моя семья, вот, моя жена. То есть, они никогда не разводятся (Ж., 1984 г.р.); ...Муж ее имеет любовниц, любовнице подарил квартиру и содержит ее. < ...> Но она ("жена. - 0.3.) к этому относится очень спокойно, потому что она не знает ни в чем отказа <...> но она говорила, что у них там нет такого, что, как наши русские, бросают женщину {Ж., 1954 г.р.); Часто мужчин-кавказцев можно увидеть в злачных заведениях, где они позволяют себе развлечься и с другими женщинами, а их жены никогда не могут даже подумать об этом (Ж., 1954 г.р.). Кавказская семья представлена как структурированная группа, в которой есть хозяин и подчиненные. В семье обязательны взаимопомощь, причем не только близким родственникам, и патронаж мужчины. «Кавказец»-мигрант, независимо от семейного положения, представляет потенциальную опасность для «местных» мужчин, становится для них конкурентом. В отличие от русских мужчин, он не ведает страха, связанного с потерей мужественности: « Парни-то у нас какие? Вообще хилые, их самих Такие утверждения частично соотносятся с ролями мужчины и женщины у народов Кавказа (см. размышления Ю.Ю. Карпова о терпеливости, многоженстве и пр. [Карпов, 2001: 268-273]). 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz