Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

Стереотипизированное восприятие связано с конкуренцией этнических групп - как в формальных, так и в неформальных отношениях. К предписанному мотиву реализации предпринимательского таланта мужская часть населения добавляет «кавказцам» мотивы «завоевания», «похищения» русских девушек (женщин) [Дятлов, Дорохов, Палютина, 1995]. Повышенное внимание к противоположному полу - одна из наиболее распространенных особенностей мужчины-«кавказца». Во взаимодействиях кавказцев-мигрантов с местными женщинами можно выделить две основные модели поведения: «пошлое», «нахальное» или, наоборот, благородное, внимательное по отношению к русским женщинам. Первый вариант можно условно обозначить как потребительский тип, второй - как «рыцарский». О втором алгоритме поведения склонны рассуждать больше женщины, мужских высказываний не отмечается. Местные мужчины в основном негативно оценивают сексуальную активность «кавказцев»: Раздражает постоянное приставание к русским женщинам. Они многие имеют семьи и жен, и, тем не менее, им мало. Я слышал, что у них престижно встречаться с русской женщиной (М., 1981 г.р.); Особенно то, как они относятся к нашим женщинам. Они га не уважают, а используют для своих гнусных целей (М., 1974 г.р.); Сам факт, что они женятся на русских женщинах, вызывает у меня крайне отрицательные эмоции. Они женятся для регистрации и вида на жительства. А потом бросают их на произвол судьбы (М., 1960 г.р.). Особое место в рассуждениях занимает тема переезда мужчин- «кавказцев» в Россию. По представлениям информантов, мужчины чаще всего приезжают одни, без семьи. В качестве причины одинокой миграции переселенцев указывается экономический стимул: после распада Советского Союза в отсутствие рабочих мест на этнической родине есть возможность быстро заработать в России. Вместе с тем равноправные позиции, особенно в мужских интерпретациях, занимает высокая степень свободы, в том числе в интимных отношениях. В принципе, одинокая миграция - довольно распространенное явление [Рыбаковский, 2003: 80-82]. Причина ее заключается не в свободе перемещений и отношений с местным населением, а в более быстром способе перемещения и более легком приспособлении к непривычным условиям, поскольку с семьей намного сложнее интегрироваться в местное сообщество [Дятлов, 2006: 112]. В силу этих обстоятельств жены «кавказцев», по представлениям северян, чаще всего остаются на этнической родине и терпеливо ждут мужа, зная (или, как минимум, догадываясь) о его активной личной жизни в другой стране. Жены «кавказцев» и вообще кавказские женщины оцениваются вполне традиционно: ...Чтобы женщины были дома, готовили все для них, встречали их <...>, как домработницы (Ж., 1962 г.р.); Своих женщин они просто держат в рабстве. Женщины Кавказа работают на огородах, в садах, выращивают фрукты, овощи, воспитывают детей, все ложится на их плечи... (Ж., 1954 г.р.); Гендерные и сексуальные роли 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz