Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

к работе. «Никто ничего не делает - все торгуют ». Весьма показательное противопоставление, характерное для русской традиционной культуры. Оно основано на представлении, что торговля - не труд, а способ нажиться всеми возможными способами на тех, кто трудится [Дятлов, 2006: 223, 225-226]. Следующий набор ассоциаций объединен деятельностью приезжих в ее различных аспектах. Самая устойчивая связь: «кавказец» - рынок. «Кавказцы» в массовом восприятии представлены в виде торговцев или людей, связанных с экономической деятельностью. Они часто ассоциируются с рыночным пространством, торговыми занятиями, поскольку считается, что это их основной вид деятельности и у «кавказцев» особые способности к торговле. Невозможность выгодно реализовать эти способности на родине объединяется с желанием повышения дохода, и наряду с притягивающими или отталкивающими факторами она побуждает индивида или семью к миграции*. Соответственно, «кавказцы» принадлежат к специфическому социальному пространству - предпринимательскому, а оно находится в оппозиции к другим - «производственному», «религиозному», «научному» и т.д. В известной культурной среде, в том числе соотносимой с указанными пространствами, люди, у которых ценятся (или которым приписываются) предприимчивость, способность делать деньги «из ничего», большинством воспринимаются как «люди не их круга». Торговец всегда является чужаком, а чужак - это почти всегда торговец. Но торговец не рассматривается как самостоятельная личность, он всегда является частью группы - национальной, религиозной или кастовой. «Торговый» человек в традиционных обществах также представляется «гостем, приезжим человеком» [Даль, 20076: 419]. «Кавказцы» местным населением воспринимаются как «вечные мигранты», они постоянно перемещаются, у них нет привязанности к месту: Активно перемещаются по миру и легко адаптируются к другим условиям. Занимаются мелкой торговлей, и другими мелкими работами (М., ок. 1956 г.р.); Они вольные люди, они всегда путешествуют и могут остаться жить там, где им понравится, если надоест, то они опять могут уехать (М., ок. 1982 г.р.). В городах, по высказываниям информантов, кавказцы ведут себя как «хозяева», забывая о статусе «гостей». Чаще всего встречаются такие характеристики, как «наглые», «развязные», «приставучие». «Рыночные» ассоциации тесно переплетаются с вегетативным и предметным рядами: мандарины, фрукты, овощи, наркотики, кожаные куртки. В основном «кавказцы» предстают продавцами фруктов и овощей. В связи с этим всплывают реалии, которые связаны не с «кавказцами» как социальной группой, а с их родным регионом: арбузы, виноград, мандарины, солнце, горы, Кавказ, тепло. «Кавказцы», таким образом, выступают посредниками между Севером, где «ничего нет», и Югом, «где все растет». Подробнее о факторах и причинах в экономических теориях миграции: [Lee, 1966; Stark, Bloom, 1985; Massey, Aranco, Hugo, Taylor, 1993]. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz