Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.
2003: 43], местные жители оправдывают себя, защищая кавказцев, которые остались на своей Родине, и по этой причине безопасны: Приезжают сюда на Север не самые лучшие из кавказцев (К., 1983 г.р.); К нам приезжают какие люди? Те, которые идут по головам для достижения своих целей! Правильно, вот, поэтому нам так кажется, что все нерусские плохие (Ж., 1984 г.р.); Но я все-таки считаю, что люди, которые проживают в их странах, более культурные, воспитанные и нравственные, чем те, которые иммигрировали в Россию (Ж., 1983 г.р.). Местные жители дифференцируют «кавказцев» по стилю одежды. Детали одежды, которые для информантов являются маркером «гостей с юга», могут служить основанием для формирования типов мигрантов. По нашему мнению, необходимо выделить следующие: а) «человек в спортивном костюме» - отражает наиболее современное представление о «кавказцах»; б) «мужчина в кепке и кожаной куртке» - представление, скорее, традиционное. Только во втором случае образ «кавказца» дополняется признаком его трудовой деятельности - «торгующий цветами, овощами или фруктами», а первый вариант не связан ни со спецификой труда, ни с типом одежды (праздничной или повседневной). Можно только предполагать, что имеют в виду информанты, говоря о «человеке в спортивном костюме». Спортивный костюм выступает, например, как домашняя одежда, которая в общественных местах неуместна. «Кавказцы» в таком случае могут восприниматься как люди, не умеющие правильно одеваться, быть на публике. Этот же вид одежды может свидетельствовать об «извращенных» представлениях о повседневной (рабочей) одежде или о криминальной ориентации, нацеленности на незаконную деятельность. Таким образом, спортивный костюм оказывается своего рода спецодеждой. Необразованность и некультурность приезжих ассоциирована с непонятностью их поведения, «кавказцам» приписываются скрытые намерения. Образы «человека в спортивном костюме» или мужчины в кепке» определенно соотносятся с разрушающим, вызывающим опасения поведением приезжих: ...Мачо ли они меня сейчас украдут или увезут куда-нибудь < ...> Еще обидится, еще кого-нибудь там, вообще, повесит из-за того, что я его обидела. Они же такие, мстительные, злопамятные (Ж., 1983 г.р.); .... Хозяйская манера поведения - как будто это ты приходишь к ним, а вовсе не они пришли к нам, далее - вызывающее поведение, хамские взгляды... (Ж., 1985 г.р.); Они хитрые, скользкие, везде ищут выгоды. При них всегда чувство опасности , не знаешь никогда, чего от них ждать (Ж., 1950 г.р.). Непонятность кавказцев подтверждается их речевыми особенностями: «кавказский акцент», «ломаная русская речь». «Кавказцы» - люди, «говорящие на своем языке». Они, по мнению информантов, в повседневном общении всегда используют родной язык, что является раздражающим фактором для одних и наводит на анекдотические ассоциации других. Постоянные разговоры не только «между собой», но и на «своем языке» также могут быть указанием на «кавказцев» как лентяев, людей, не привыкших 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz