Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

Антропологические черты отражают признаки маскулинности: средний рост, плотное телосложение, черные волосы, густые брови, наличие усов. Информанты воспроизводят традиционно принятые характеристики, уделяя внимание в основном цвету кожи, волосяному покрову, росту. При упоминании о внешности наиболее устойчива ассоциация «кавказец - нос». Нос становится главной характеристикой «кавказца»..Он даже важнее, чем рост, темнокожесть и т.п.: «нос отпугивающий, первое - это нос, это такой большой нос...», « ...самая значительная особенность - нос». Нос кавказца «большой», «длинный», «огромный», «горбатый», «орлиный». Нос не только лидирует по частоте упоминаний, но и наделяется наибольшим числом определений. Отчасти потому, что это самая заметная часть лица, которая часто используется в этнических характеристиках [Кабакова, 2004: 435-436], например, в образе монголоидных народов (в том числе и в интраобразе): «лица много, носа мало» или у абхазо-адыгских народов: «Если сын своим дурным поведением очень походит на отца, то говорят, что «этот сын вышел из носа отца» [Чеснов, 1991: 149]. Можно предположить, что на уровне «глубинных» значений, которые выявляются на основе сравнительного изучения традиционных культур, физические характеристики соотносятся с характеристиками качественными. «Кавказский нос» может соответствовать некоторым «кавказским» качествам, которые отмечают информанты: темпераментность, долголетие, повышенная сексуальность, богатство, властность и т.д. Сами информанты вряд ли соотносят личностные характеристики «кавказцев» и их физические особенности, хотя по некоторым утверждениям мы можем сделать такое предположение. Круг культурных ассоциаций, связанных с данной частью тела, в целом, весьма широк. Об этом свидетельствует фольклорно-речевая традиция: «Тому виднее, у кого нос длиннее», «Чем не молодец, когда нос с огурец?», «Долгоносый себе на уме. Долгонос не прост», «Этот нос - через Волгу мост. Этот нос сто лет рос» [Даль, 1984: 245], «нюхом чувствовать» [Фразеологический словарь.., 1997: 375]. Семантика «носа» связана с «вездесущностью», чутьем, хитростью, значительностью, властью. Большой и длинный нос может быть у многих людей, но «кавказский нос» отличается от других. Основная его черта - «горбинка»: «Горбатый нос себе на уме» [Даль, 2007а: 555]. В народе горбатый нос «выдает хитроумного человека» [Кабакова, 2004: 435]. Мотив носа в качестве демонстрации «мужской силы» в свое время был рассмотрен М.М. Бахтиным. При анализе гротескных образов в произведениях Средневековья и Возрождения М.М.Бахтин обратил внимание на распространенное в народе убеждение, что «по размерам и формам носа можно судить о величине и силе производительного органа» [Бахтин, 1990: 351]. «Чем больше и прямее нос, тем крупнее член» [Кабакова, 2004: 435], «по размерам носа судят о размерах penis’a» [Мазалова, 2001: 31]. Нос в народной культуре соотносится с материально-телесным низом. Это вполне соответствует распространенному, по крайней мере среди русских, представлению о «сексуальности» кавказцев [Змеева, 2008а: 69-79]. Следующая антропологическая особенность «кавказца» - развитый волосяной покров. Устойчив ассоциативный ряд: «черные, усатые, бородатые». Отмечаются черные или темные волосы: «жгучие брюнеты», «черноволосые», «черные». Непременным атрибутом «кавказскости» становятся усы и борода. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz