Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

для российского общества считается «кавказец»: «Образ традиционного этнического «врага» вытесняется как раз пресловутым «лицом кавказской национальности», которое вызывает значительно большее отторжение как совершенный чужак, в отличие от значительно более привычного и близкого по культуре и образу жизни еврея» [Сикевич, 1999: 108]. Потенциальный «враг- кавказец» продолжает оставаться не только предметом пристального внимания официальных служб и органов власти, но и обсуждаемой темой в повседневных взаимодействиях. Показательным в связи с этим является прецедент в Карелии. До событий в Кондопоге Карелия считалась относительно спокойным регионом в стране [Пивоев, Бирин и др., 2007: 28-49], но произошедшее осенью 2006 г. сразу изменило статус места и жителей Северо-Запада как малоконфликтных. Проблемы взаимодействия приезжих с Кавказа и принимающего большинства в последние годы привлекают внимание как столичных, так и региональных исследователей . Как правило, исследования сфокусированы на стереотипном восприятии «кавказцев» местным населением [Черкасов, 1998; Новые этнические группы.., 2008; Sotkasiira, 2007], но существуют и работы, посвященные проблемам выходцев с Кавказа (трудоустройству, проблемам адаптации, идентичности и т.д.) [Бредникова, Чикадзе, 1998; Жогин, Маслова, Шаповалов, 2002; Рязанцев, 2004; Никонова, Мельник, 2007]. Внешность, нравственность, поведение Взаимоотношения «местных» и «пришлых» в значительной степени основываются на культурно детерминированных представлениях и оценках, которые, в свою очередь, соотносятся с этническими свойствами, выраженными наиболее четко. Таким образом, восприятие иноэтнической группы редуцируется и основывается на известном наборе типовых идентифицирующих признаков. Они воплощаются в соответствующих образах и представлениях, например, о чуди одноногой [Криничная, 1987: 83], о запахе как признаке инородцев - евреев, немцев, французов, турков [Толстой, 1995: 420-421; Кабакова, 1999: 269], о сверхестественных способностях саамов [Разумова, Дубровская, 1997: 206] и т.д. Самыми устойчивыми этнодифференцирующими признаками являются внешность, язык, характер, особенности поведения [Чеснов, 1971: 6-13; 1991: 58-85; Белова, 2005]. В 2004-2006 гг. с целью выявления представлений о свойствах и качествах «кавказцев» мы провели исследование, объектом которого стали жители малых городов Кольского Севера. Сбор материала осуществлялся с помощью метода полуструктурированного интервью [Семенова, 1998; Белановский, 2001; Квале, 2003], использовались также материалы письменных интервью и опросов из архива Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН (КНЦ РАН). Специальный интерес представляло восприятие жителями Мурманской обл. «кавказцев». Особое внимание мы обращали на ассоциации, возникающие у местных жителей при См. указ. работы В.И.Дятлова, С.Рязанцева, И.М.Кузнецова, О.Бредниковой, О.Паченкова, О.Карпенко. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz