Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

земляков или представителей «своей» группы, которая чаще организована по этническому или территориальному признаку. «Собранный в неволю казармы «весь советский народ» в своей молодой мужской части в семидесятые годы уже безусловно не желал поддерживать «дружбу народов» [Левинсон, 2005: 294]. И уже в этот период можно было наблюдать своеобразные этнические сообщества военнослужащих. В итоге сформировалось устойчивое представление о «лицах кавказской национальности». Словосочетание часто употреблялось с ярко выраженной негативной окраской . Активное использование термина в средствах массовой информации и в повседневной жизни, видимо, было спровоцировано военными действиями в Чечне и сопровождавшими их террористическими актами. Скорее всего, именно в период военных действий в комплекс представлений о «кавказцах» вошло их частичное отождествление с бандитами и террористами. На распространение словосочетания также мог оказать влияние рост численности мигрировавших в Россию жителей Кавказского региона различной этнической принадлежности. Существенным могло быть и то обстоятельство, что так называемые «кавказцы», переезжая на новые территории, способны быстро адаптироваться к непривычным для них условиям, обладают высокой степенью мобильности, занимают определённые, в том числе относительно высокодоходные, ниши в экономической сфере. Наиболее показательными в данном аспекте являются работы В.И.Дятлова и его выводы о рыночной специализации «кавказцев», криминогенной обстановке, которую они «провоцируют» [Дятлов, 1999; 2000]. Особый интерес вызывают размышления В.И.Дятлова о торговых меньшинствах (к которым относятся и выходцы с Кавказа) - феномене, широко распространенном в мире в разные исторические периоды [Дятлов, 1994; 1999: 122; 2006]. Отказ от стереотипа возможен, но в реальности представляется труднодостижимым. В повседневной речевой практике употребительными являются высказывания: « столько кавказцев развелось», «мы уже как гости у себя в городе », «они заполонили наши города » и т.д. Одна из функций стереотипа состоит в том, чтобы сгладить различия между людьми и избежать рассмотрения каждого в индивидуальности, поэтому симптоматично, что в настоящее время фиксируются анекдоты о «кавказцах», а не о грузинах, армянах и т.д. Собственно «кавказской национальности» не существует, но «кавказцы» в массовом сознании определяются как этническая группа. «Лица кавказской национальности» не дифференцируются, «кавказцы» рассматриваются как нечто монолитное, поэтому еще более опасное. По нашим наблюдениям и полевым материалам, из множества этнических групп, населяющих Кавказ, российские граждане, в лучшем случае, знают и могут назвать грузин, азербайджанцев и армян, причем большинство не может их различать (что выясняется уточняющими вопросами) - это полностью соответствует нормативному использованию стереотипа. Неразличимость выходцев с Кавказа подтверждается частым употреблением этнических прозвищ. В повседневном общении «лица кавказской национальности» наделяются этническими кличками. Относительно безобидными можно считать Негативные установки в отношении «кавказцев» подтверждают исследования, проводившиеся в Санкт-Петербурге с 1992-1997 гг. (подробнее см.: [Сикевич, 1999]). 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz