Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

Т ’лЛ& А 2 «ЛИЦА КАВКАЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ» В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЕВЕРЯН «Кавказцы»: проблемы изучения и подходы Одна из заметных черт современного мира - множество разнообразных мифов, которые имеют глобальный характер и распространены среди тех или иных групп населения. Есть периоды и ситуации, для которых мифотворчество особенно характерно. Мифы политической и общественной жизни приобретают остроту во время предвыборной кампании; мифы, связанные с этнической и религиозной самоидентификацией - в периоды обострения этнических и религиозных конфликтов и активизации межрегиональной миграции [Шнирельман 2000; Топорков, Пайн, 2006]. При этом часто одни мифологические сюжеты провоцируют появление других. Так, миф о «заселении мусульманами европейских стран» приводит к возникновению сюжетов политического (о национальной угрозе) или религиозного (о вытеснении исламистами католиков) характера. Особый интерес в контексте нашей темы представляют мифы о различных этнических группах, точнее, мифологический взгляд на представителей каких-либо этнических групп. Одним из таких в конце XX - начале XXI вв. стал миф о «лице кавказской национальности». «Кавказцы» и сегодня нередко представляются как некая обобщенная группа, внутри которой нет разделения ни по этническим, ни по религиозным, ни по индивидуальным особенностям. «Лицо кавказской национальности» - воображаемое сообщество, сконструированное принимающим большинством. Размышления Б.Андерсона о самоопределении нации вполне применимы к конструированию образа «другого», «поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности» [Андерсон, 2001: 31]. При этом в рамках стереотипа «лицо кавказской национальности» мыслят не только представители принимающего населения, но и сами мигранты с Кавказа: «В Москве четко обозначена такая ставшая уже неотъемлемой частью московской социальной среды реалия, как «лицо кавказской национальности». И эта реалия оказывается единственной нишей, куда может отнести себя азербайджанец, если он хочет идентифицировать себя с москвичами, поскольку других адекватных его самосознанию реалий в московской повседневной жизни нет» [Кузнецов, 2006: 84]. Понятие «лицо кавказской национальности» появилось относительно недавно, в конце 1980-х гг. Принято считать, что данный термин возник по аналогии с понятием «лицо еврейской национальности», употребление которого в начале прошлого века, в свою очередь, воспринималось как некий более пристойный вариант выражения «жидовская морда». Здесь необходимо оговориться, что речь идет о сравнении с так называемым «классическим» антисемитизмом, поскольку сегодня «ассимиляция евреев значительно 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz