Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

перемещались между Норвегией и Кольским полуостровом, поскольку официальная граница между государствами была проведена в 1826 г. [Федоров, 2009: 94-95]. В последние годы достаточно интенсивно изучаются вопросы колонизации Мурманского берега начиная с 1860-х гг. В частности, подробное освещение получили темы норвежской колонизации Мурмана, судеб финских и норвежских колонистов, взаимоотношений колонистов с саамским населением в работах Р.А.Давыдова, А.А.Киселева, В.И.Коротаева, Е.А.Ореховой, А.К.Порцеля, В.Я.Шашкова, Т.А.Шрадер, А.Ю.Юрченко и других исследователей (подробный историографический обзор см.: [Орехова, 2008]). По отношению к финнам и норвежцам, как правило, используется понятие «колонисты». Однако оно применимо лишь к колонистам конца XIX - начала XX вв. В отношении же финнов и норвежцев, проживавших на территории Кольского полуострова до XIX в., отсутствуют какие-либо обозначения из перечисленных категорий. Вместе с тем, данные группы могли мигрировать между неустановленными границами так же, как и саамы. Ненцы и коми-ижемцы, которые появились в конце XIX в. на Кольском полуострове, также не относятся к упомянутым группам старожилов или коренных жителей. Согласно историко-этнографическим исследованиям, положительный опыт успешной адаптации на Кольском полуострове представляют ижемские коми, переселившиеся в 1880-х гг. В основательных документированных трудах ученых Республики Коми проанализированы факторы адаптации ижемцев, стереотипы освоения ими новых территорий, тактики переселения и обустройства, история взаимоотношений с саамами [Жеребцов, 1982; Конаков, Котов, 1991]. Какие-либо обозначения территориального статуса группы в настоящее время отсутствуют. Итак, коренное население - саамы - противопоставляется некоренному (в первую очередь, колонистам) независимо от того, в течение какого временного отрезка некоренные группы проживают на данной территории. Первоначальное противопоставление пришлых групп колонистов коренному населению вполне закономерно, но возникает вопрос, к какой категории отнесли бы современные исследователи потомков этих групп? Проблему составляет и отнесение смешанных семей к какой-либо категории. Можно предположить, что дети, родившиеся, например, в коми-саамской гетероэтничной семье и идентифицирующие себя с саамами, будут принадлежать к коренному населению, а дети, определяющие себя как коми, нет. В соответствии с концепцией Н.Б.Вахтина, Е.В.Головко и П.Швайтцера, потомки переселенцев, осевшие на какой-то конкретной территории, являются старожильческим населением [Вахтин, Головко, Швайтцер, 2004]. Другая точка зрения предполагает идентификацию уроженцев определенной местности как коренных жителей. Обе позиции могут быть признаны, если объединить рассматриваемые категории жителей общим понятием «постоянное население». Тем не менее, возникают сложности в понимании статусов, и очевидна проблема соответствия реальным статусам их обозначений: «коренные» (в значении рожденных в данной местности) и «старожилы» (живущие много лет). Как представляется, в настоящее время проблема решается только с учетом субъективного фактора наличия или отсутствия идентификации и самоидентификации приезжих со средой. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz