Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

группой русских [Русские, 1997: 108-111; Национальный состав и владение языками, 2004: 52-53]. Несмотря на то, что официально поморы не признаны самостоятельной этнической группой, известны претензии с их стороны на получение льгот, связанных с возможностью заниматься традиционной деятельностью (в данном случае - рыболовством). К поморскому населению обычно применяют понятия «старожилы», «старожильческое население» [Жданко, 1977; Кольская энциклопедия, 2008: 77]. С тем, чтобы прояснить позиции разных сторон - участников межэтнических взаимодействий, мы сфокусировались на статусах этнических групп области, определяемых категориями «аборигены», «старожилы», «мигранты», причем исключительно с точки зрения использования данных номинаций на разных уровнях: понятийном и обыденной интерпретации. Это попытка осмыслить положение этнических групп Мурманской обл. в контексте данных категорий. Какие бы подходы ни применялись к изучению миграции и адаптации населения - этносоциологический, экономический, демографический и т.д., - на уровне рассмотрения взаимодействий приезжих и местных все они сводятся к противопоставлению постоянного и приезжего населения. К постоянному населению, как правило, относят старожильческое и коренное [Зайончковская, 1972: 104; Рыбаковский, 2003: 68, 72]. При этом существуют расхождения, прежде всего, в определении «коренного населения». Под «коренным» в этнологии обычно понимают народ, «этногенез которого связан с данной территорией» [Нации и этносы.., 2007: 48]. Синонимический ряд составляют такие понятия, как «аборигены», «автохтоны», «исконное население». С коренным населением тесно связано обозначение «малочисленные (малые) народы». Оно относится к этническим общностям, проживающим на данной территории «до установления государственных границ» [Садохин, 2002: 79-80]. Особенности этих народов, помимо численности, заключаются в преимущественном сохранении традиционного образа жизни, самосознания, языка. Мы не обнаружили в историографии каких-либо принципиальных противоречий и разногласий в отношении коренного населения Кольского Севера. Кроме саамов к коренному населению в ряде случаев относят и карелов [Бинькевич, 1973: 6; Хомич, 1977: 121]. Эта позиция может быть отчасти обусловлена тем обстоятельством, что юг Кольского полуострова до 1938 г. принадлежал Карельской АССР, соответственно, коренное население обозначалось по месту происхождения - карелы из Карелии, поэтому они коренные. Что касается карельского населения Кольского Севера, монографически оно не изучалось ни в отечественной, ни в зарубежной этнографии. Наиболее информативным исследованием остается монография Т.А.Бернштам, посвященная формированию группы поморов, в которой суммированы данные о расселении карелов на самых северных территориях в XV-X1X вв. и об участии карельского населения в формировании группы поморов, в том числе Кандалакшского берега, в организации промыслов западных берегов Кольского полуострова [Бернштам, 1978]. Сведения о численности карелов в ряде населенных пунктов Кольского полуострова на 1897 и 1926 гг. приводил финский исследователь Т.Итконен [Itkonen, 1942]. Не менее интересен вопрос, касающийся таких этнических групп, как финны и норвежцы, которые вплоть середины XIX в. беспрепятственно 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz