Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.
и артели строителей из русских крестьян, из завербованных финнов, татар, казахов и китайцев» [Киселев, 1974: 10]. С начала строительства железной дороги на Кольский полуостров постоянно прибывало население из разных губерний. Это связано, во-первых, со строительством нового портового города - Романова-на-Мурмане, развитие которого непременно требовало новых горожан, а во-вторых, с научно-промышленным освоением края, начавшимся с 1920-х гг. С этого момента мы можем говорить о следующем этапе заселения Кольского Севера. Начало нового этапа условно обозначим 1920-ми годами. Точкой отчета можно считать 1920 г., потому что именно в этом году была организована Северная научно-промысловая экспедиция. Ее участники изучали не только геологию и минералогию края, но и проводили экономико-статистические исследования. В том же году были обнаружены месторождения «камня плодородия», которые стали центром апатитовых разработок, а позднее и местом для нового города - Хибиногорска [Киселев, 1974: 146; Разумова, 2009: 14, 22-27]. Росло количество исследователей, которых привлекали открывшиеся природные богатства Кольского полуострова. Среди них выдающиеся ученые А.Е. Ферсман, Н.И. Прохоров, Б.М. Куплетский, А.Н.Лабунцов и др. [Ферсман, 1924; Киселев, 1971]. К концу 1920-х гг. начинается интенсивное, в значительной степени принудительное, заселение Кольского полуострова. Рост производства, создание и строительство новых населенных пунктов, разработка новых месторождений изменили образ Кольского Севера, ставшего за короткий срок одним из промышленных центров мирового значения. По результатам Первой всесоюзной переписи населения 1926 г. «на Кольском полуострове, включая и район Кандалакши, который входил тогда в состав Карелии, насчитывалось 32.2 тыс. человек» [Киселев, 1974: 201]. «Население Мурманской области стало быстро расти и с 19.1 тыс. человек в 1920 г. увеличилось до 291,2 тыс. чел. в 1939 г., то есть более чем в 15 раз» [НА КНЦРАН. Ф.1. Оп.34. Д.282. Л.55]. Сложности в изучении перемещений населения в 1930-е гг. заключаются в том, что в переписных листах 1937 и 1939 гг. отсутствовали вопросы, непосредственно связанные с миграцией. Данные переписей подверглись серьезным искажениям [Острая, 2008: 104]. Кроме того, новый территориальный передел не дает возможности корректно сопоставить результаты переписей 1937, 1939 гг. даже сегодня. 1930-е годы ознаменованы грандиозным строительством на Кольской земле. Началось сооружение новых городов и предприятий-«гигантов». В 1928 г. на территории современного Кировско-Апатитского района проживало не более тысячи человек, в 1931 г. количество жителей увеличилось в несколько раз, в новом городе -Хибиногорске оно составляло уже 15,1 тыс. человек, а к началу 1934 г. - 31 тыс. человек [Добров, 1967: 25-26; У подножия Хибин, 1971: 87]. Приток населения в область, особенно в 1930-е гг., был четко организован. В первую очередь, требовались специалисты, но необходимы были и простые рабочие. Масштабное строительство в ограниченные сроки требовало огромного притока населения. Создавались все условия для увеличения числа работников - вводились различные пайки, устанавливались надбавки, районные коэффициенты и т.п. На строительстве заполярных городов трудились не только добровольные рабочие, но и заключенные и спецпереселенцы [Тарараксин, 2006: 48]. Самым многонаселенным пунктом на 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz