Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

старались как можно скорее покинуть регион. Вдобавок руководство не выполняло данные при найме обещания о высоком заработке, бесплатном жилье, медицинской помощи, выдаче одежды, продуктов питания и прочем. Постоянно вербовались тысячи новых рабочих, увеличивалось количество привлеченных военнопленных, но многие из них (по крайней мере, добровольно нанятые), попав в заполярные условия, фактически бежали со стройки. Непривычные места, в которых вынужден был пребывать практически неподготовленный крестьянин, «не привлекательны; безлюдный край с массой болот, нетронутый густой лес, отсутствие пашен и лугов, среди которых он вырос, вызывают в нем тоску» [Мурманская железная дорога, 1916: 64]. Управлением Мурманской железной дороги было принято решение об увеличении численности охраны из числа жителей Средней Азии и Кавказа. Свидетельство об охранниках с Кавказа на строительстве Мурманской железной дороги - это первое упоминание о «кавказцах» на Кольском полуострове, которое мы обнаружили [Мурманская железная дорога, 1916: 65]. Этнический состав «кавказцев», по данным К.М.Агамирзоева, следующий: «Большая часть стражников была набрана из старых рекрутов или завербованных по договорам в начале 1916 года на Кавказе лезгин, черкесов и ингушей...» [Агамирзоев, 2008: 34-35]. Кроме того, искусственно организованный полиэтнический «ком» постоянно привлекал внимание Управления. Проблемы возникали не только с адаптацией переселенцев к природным условиям, но с совместным проживанием десятков тысяч людей различной этнической принадлежности: чехи не желали жить вместе с немцами, финны держались обособленно и т.д. Отдельные трудности разрешались относительно легко. Например, были выполнены требования финнов, которые касались некоторых продуктов питания (масла и кофе). Однако существовали и проблемы принципиального характера, связанные с религиозными убеждениями и практиками и требующие дополнительных усилий для их преодоления: «Магометане, татары и кавказцы, отказываются есть мясо коров, убитых на обыкновенной бойне, и режут их по своему способу, не желая даже возить свое мясо на тех телегах, на которых перевозится мясо для русских рабочих. Соблюдая свой летний пост (Рамазан), магометане не едят до захода солнца и оказываются в трагическом положении в тех широтах, где солнце летом не заходит совсем. Голодовка магометан во время поста из-за незаходящего солнца заставила администрацию переводить их несколько южнее, где солнце закрывалось на некоторое время лесами или горами» [Мурманская железная дорога, 1916: 72]. Естественно, столь разнообразный состав рабочих, который вютючал русских, финнов, татар, армян, киргизов, черкесов, дагестанцев, чехов, венгров, немцев, китайцев, - создавал и языковые барьеры: «Венгры не понимают ни русского, ни немецкого языка. Кавказцы очень плохо понимают по-русски» [Мурманская железная дорога. 1916:72]. Несмотря на все сложности, «строительство Мурманской железной дороги оживило экономическую и общественную жизнь края. В Александровске, Иоканге, Коле и других населенных пунктах разместились военные гарнизоны. На рейде Кольского залива появились корабли Флотилии Северного Ледовитого океана и союзная эскадра. Вдоль строящейся железной дороги были расквартированы военизированные рабочие батальоны, отряды военнопленных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz