Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.
на уже известные промышленникам богатства края. Как владельцы промыслов, так и царское правительство были заинтересованы в организации на Мурмане постоянного населения: первые нуждались в постоянной рабочей силе, которую не могло обеспечить местное население, а правительство видело в заселении края не только экономическую выгоду, но и способ решения внешнеполитических проблем. В 1860-е гг. была объявлена колонизация Мурманского края [Ушаков, 1997: 308-312; 2003: 111-112]. Колонистом мог быть только тот поселенец, который был «официально утвержден в этом «звании» и приписан к одной какой-либо общине - «колонии» [Ушаков, 1997: 318]. Новым жителям, колонистам, предоставлялись многочисленные льготы и привилегии. Например, они освобождались от государственных податей, рекрутских наборов, имели право заниматься беспошлинной торговлей в течение достаточно длительного срока [Ушаков, 1997: 311, 322]. Более того, колонистами могли быть не только русские подданные, но и иностранцы, которые, при условии принятия русского подданства, также приобретали все предписанные льготы. Основными группами колонистов можно считать три: финнов, норвежцев, русских. Этнически более или менее однородной группой были только норвежцы. Даже финские переселенцы не были моноэтничными. Среди выходцев из Великого княжества Финляндского были и финны, и квены, и этнические саамы, перенявшие хозяйственный уклад финнов и практически растворившиеся среди финского населения [Лапландия и лапландцы, 1903: 105- 112]. Финны и норвежцы стали наиболее активными и независимыми колонистами [Йентофт, 2002; Шрадер, 2005; Ермолаев, 2006]. Как пишет Й.П.Нильсен, фактически русское правительство, «открыв колонии на Мурмане, представляло норвежцам возможность мирно завоевывать весь западный участок этого побережья» [Нильсен, 1992: 11]. Русскими колонистами считались не этнически русские, а выходцы из России. Определяющим признаком становилось их православное вероисповедание, хотя среди них были не только этнически русские, но и карелы, коми, ненцы, саамы. Особенностью колонизации Мурманского берега стало территориальное распределение этнических групп. Западный поток мигрантов создавал колонии преимущественно на Западном берегу (до Кольского залива) - Ура-Губа, Цып- Наволок, Вайда-губа, Западная Лица, Титовка. «Русское» же население осваивало так называемый Восточный берег - поселения Гаврилово, Териберка и т.д. [Административно-территориальное деление, 1995: 23; Юрченко, 2001: 7]. Такое разделение дало новые названия колонизационным территориям - Мурманско-Колонистская (Западная часть) и Кольско-Лопарская (Восточный Мурманский берег и Лапландия) [Мухин, 1910: 3]. Конечно, такое территориальное распределение не было безусловным: так, карелы из Северной Карелии осваивались на Западном берегу, поморы закреплялись также в Печенге и Титовке. Но финское и норвежское население держалось обособленно от «русского» [Мухин, 1910: 14; Юрченко, 2001: 7]. Одной из причин такого положения являлось незнание русского языка иностранными колонистами: «Второе поколение выросло на Мурмане», но «ни отцы, ни дети не говорят по- русски» [Мухин, 1910: 14]. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz