Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.
Настоящая работа представляет опыт изучения определенной категории переселенцев: квазиэтническая группа «кавказцы» на Кольском полуострове никогда не являлась объектом исследований, как и принимающая ее этническая среда. Наше исследование, нацеленное на выявление взаимных представлений принимающей среды и мигрантов-«кавказцев» в контексте этнических и миграционных процессов на Кольском Севере, было начато в 2004 г. Его объектом стали жители малых городов Мурманской обл. Изучаемая группа была разделена на две подгруппы - местное (принимающее) население и мигранты- «кавказцы». Под местным населением мы понимаем постоянное население малых городов Кольского Севера, которое противопоставляется мигрантам как целое. Противопоставление весьма условно в силу особенностей заселения области. Почти все города - а именно в них проживает подавляющее большинство населения - здесь молоды, то есть фактически большинство городских жителей сами являются переселенцами. Принимающее большинство («местные жители»), вне зависимости от этнической принадлежности, переселилось в Мурманскую обл. в советский период. К мигрантам-«кавказцам» мы относим ту категорию переселенцев, представители которой приехали в конце XX - начале XXI вв., то есть большей частью в постсоветский период. В то же время мы обращаемся и к миграционному опыту представителей кавказских и закавказских этнических групп, переселившихся на Кольский полуостров в советскую эпоху. Под «кавказцами» мы понимаем группу лиц, идентифицируемых по их связи с историко этнографической провинцией «Кавказ и Закавказье» (по типологии Н.Н. и И.А.Чебоксаровых). При этом принадлежность к провинции как территориальному образованию будет осуществляться нами с учетом следующих факторов. Прежде всего, учитывается вариативность содержания понятия «кавказцы». В представлении информантов-северян «Кавказ» либо расширяется, включая в себя другие регионы, либо, наоборот, сужается до территории проживания одной этнической группы. Кроме того, принимаем во внимание социальную память и самоидентификацию самих мигрантов, принадлежность к этническим общностям в регионе выезда и на новом месте, то есть этничность переселенцев. Дополнительным элементом идентификации является место рождения мигрантов. Исследование началось с выявления этнических стереотипов в отношении так называемых «лиц кавказской национальности» (или «кавказцев») со стороны местных жителей области. После этого мы обратились к мнениям самих этнических мигрантов, уделив особое внимание их миграционному опыту, а также вопросам сохранения и изменения этнической идентичности переселенцев и адаптационным возможностям разных поколений мигрантов. В продолжение работы на основе постоянно пополнявшихся данных в 2009 г. было проведено сравнительное исследование с тем, чтобы выявить динамику стереотипных представлений принимающего населения о «кавказцах». Таким образом, работа, первоначально направленная на изучение стереотипных представлений о приезжих, постепенно превратилась в комплекс исследований, 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz