Змеева, О. В. «Чужая смерть» в моногороде : к истории одного несчастного случая // Некрополи Кольского Севера : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Центр гуманитар. проблем Баренц региона КНЦ РАН, Центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл., Центр истории и россиеведения МГГУ. - Мурманск : МГГУ, 2013. - С. 162-170.

Сама организация мемориального комплекса имеет ряд примечательных особенностей. Так, ограда общего комплекса выполнена таким образом, что, с од­ ной стороны, она разделяет индивидуальные захоронения, а с другой стороны, подчеркивает их целостность. Калитка каждой индивидуальной могилы «цепляет­ ся» за оградку следующей могилы при помощи крючка. Такое решение, по всей видимости, символизирует профессиональное и дружеское единство. Кроме надгробий в мемориальный комплекс входит общий памятник с надписью: «Вечная память горнякам, погибшим на Расвумчоррском руднике 11 декабря 2008 г.» (мемориальный комплекс был установлен летом 2010 г.). Ме­ мориал, скорее всего, выполняет функцию коллективного поминовения, а могилы горняков - индивидуального. Пространство захоронения изначально было организовано с учетом потен­ циального присутствия на похоронах значительного количества людей. До обра­ зования комплекса на этой территории находился лесной массив - естественная граница кладбища. Продуманная схема подъезда, большое пространство вокруг захоронений сохраняются и сегодня. Площадка вокруг надгробий «облицована керамогранитом, а памятники выполнены из мрамора»28, и само захоронение за­ нимает значительную площадь по сравнению с другими, в том числе и коллектив­ ными. Безусловно, мемориальные сооружения на подобном захоронении не мо­ гут не иметь элементов-символов профессии. Памятники на специализированных кладбищах обычно указывают на профессиональную принадлежность похоронен­ ных29. В нашем случае на общем памятнике присутствует каска шахтера. Памят­ ники на индивидуальных могилах выполнены в виде мраморных плит, некоторые из них представляют собой комплекс стелы и креста. На обратной стороне стел высечена локальная и религиозная символика. Локальная символика преоблада­ ет - запечатлены фрагменты Хибинских гор, которые одновременно символизи­ руют и место жительства, и место работы, и место гибели горняков. Возможно, данная символика связана с представлением о совмещении, единстве места смерти и погребения. Место гибели, таким образом, воспроизводится на месте захороне­ ния. 1 Статья выполнена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» по проекту «Погребально-мемориальная культура «советских» городов в XX - начале XXI вв.». 2 ОКЗ - Общероссийский классификатор занятий. 3 См., напр., рейтинги в Интернете: Александрова А. Наша служба и опасна, и трудна // Карьера, № 8, 2000. Режим доступа: http://www.kariera.orc.ru/0708-00/Reitp040.html; Малевич С. Рейтинг экстремальных профессий. Режим доступа: http://smoking- room.ru/data/pnp/extr_prov.html. 4 Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. 5 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. / общ. ред Оболенской С.В. Предисл. Гуревича А.Я. М.: издательская группа «Прогресс», 1992. С. 341—493. 6 Визбор Ю. На плато Расвумчорр // Песни. М. Советский композитор, 1989. С. 20-21. 7 ВВ - взрывчатое вещество. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz