Змеева, О. В. Гендерные и сексуальные роли как средство адаптации этнических мигрантов // Население Кольского Севера в период социальных трансформаций: проблемы и практики культурной адаптации / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2008. – С. 69-79.

С точки зрения «продажности», «расчетливости» могут быть оценены любые взаимоотношения между полами, людьми разного статуса и возраста - между людьми, изначально не равными. «Продажность» же «местным» женщинам приписывается только по отношению к определенной иноэтнической группе («кавказцам»), на аналогичные ситуации внутри этической группы такая позиция не распространяется. Именно мужчина-«кавказец» выступает в роли покупателя, а женщина - товара. Женщины очаровываются обещаниями «красивой» жизни, материальной обеспеченности, а в итоге отношения с «кавказцами» (в реальности же и не только с ними) превращаются в схему: товар - деньги. Ситуации информантами-женщинами воспроизводятся таким образом, что девушек, реально контактирующих с «кавказцами», они принижают, а собственные контакты с этой группой мигрантов в рассказах переводят на другие, более смягченные темы (например, ухаживание): «Понимаешь, как бы я не знаю почему, почему они именно это делают, они на эту девушку, они тратятся. Это раз. Но не то, что, почему это надо. Молодой человек должен тратиться на свою девушку, это в любом случае. Но я не знаю, каким образом, но они просто зачаровывают эту девушку. . .» (Ж., 1984 г.р., ур. г.Апатиты). Кроме того, информанты склонны считать, что и сами кавказцы к «таким» женщинам впоследствии относятся как к «продажным, распутным»: «...Ия как раз шла рядом с женщиной, той, которая ехала с коляской, и один из нерусских закричал, что: «Эй, ты там такая, по имени ее назвал, чей это ребенок-то, вообще, твой, мой, или там кто». В общем, так грубо... сказали. Может, получается, что она родила от нерусского человека, но они так закричали на всю улитку, что как будто она девушка легкого поведения» (Ж., 1983 г.р., ур. г.Апатиты). Итак, в массовом представлении мигрант-кавказец наделяется двумя статусами различного уровня: с одной стороны, это низкий социальный статус, чаще всего рыночного торговца [Сулейманов, Чеснов], а с другой стороны, высокий сексуальный статус. Гиперсексуальность, по одной из версий, связана с так называемым синдромом «виртуальной чадры», например, наблюдаемом в Азербайджане: «...Мусульманские мужчины, лишенные возможности видеть лица и тела женщин, пребывают в большем напряжении агрессивной сексуальности и либидиозной энергии, чем представители культур со слабыми запретами в отношении женщин» [Мехти]. Гиперсексуальность в большей степени характерна для молодых «кавказцев»: « ...Приставучие... неудовлетворенные вечно, у них только одна потребность... в женской ласке» (Ж, 1983 г.р.,ур. г.Кировска) - и является отталкивающим фактором межэтнического взаимодействия Снижение же сексуальной активности «кавказцев» с возрастом, наоборот, становиться основанием для положительной оценки «гостей с юга» и открытости для них общения с «местным» населением: 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz