Змеева, О. В. Гендерные и сексуальные роли как средство адаптации этнических мигрантов // Население Кольского Севера в период социальных трансформаций: проблемы и практики культурной адаптации / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2008. – С. 69-79.
буржуазного, капиталистического общества. В постсоветский период в России, наконец, были сняты запреты на сексологические исследования [Голод, 2005: 233]. Сегодня научная работа в этой области весьма разнообразна: от общих проблем сексуальности до изучения вопросов порнографии, проституции, гомосексуализма и т.д. [см.: Голод, 2005: 233; Кон, 2004: 104; Жеребкина, 2003: 256; Жеребкина, 2001: 335; Женщина и визуальные знаки, 2000: 280; Либоракина, 1999: 112; Голосенко, 1998: 127; Голод, 1998]. Проституция уже не рассматривается как нечто чуждое российскому обществу. В словарях русского языка «проституция» обозначается как «продажа (« необеспеченными» - Ожегов 1953) женщинами своего тела с целью добыть средства к существованию» [Словарь русского языка, 1983: 525; Ожегов, 1953: 570]. Сразу обратим внимание на то, что в определение включаются следующие компоненты: женщины - продажа - тело. О какой продаже тела речь, и кому оно продается, мы не можем судить из приведенных определений. Ведь это может быть, например, публичная демонстрация тела, относящаяся к какому-либо искусству (body-art, например). Конечно, сексуальный подтекст здесь присутствует, но прямых указаний на сексуальные контакты нет. Кроме того, проституция может быть вообще не связана с сексуальными отношениями: в этом случае термин определяется следующим образом: «Экономические и др. услуги за вознаграждение: экономическая, политическая и иная проститутка» [Философский словарь]. Иначе ситуация выглядит, если обратиться к специальным словарям. Например, юридические и философские словари непосредственно отмечают сексуальные функции проституток: проституция - «вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении» [Словарь Юридических терминов], «неперсонифицированные корыстные сексуальные отношения» [Боголюбова], «практика, предполагающая сексуальные услуги за плату или другое вознаграждение» [Философский словарь]. Так или иначе, все словарные определения связаны со следующей общей формулой: оказанием каких-либо услуг (как, правило, женщинами) за определенное вознаграждение (в денежном или другом эквиваленте). Занятие проституцией приписывается, как правило, женщинам (за исключением специальных словарей, где указываются типы проституции), в связи с этим привлекает разнообразие формулировок, используемых при обозначении женщины-проститутки. В зависимости от ситуации выделяется не только «продажность» женщины, как принято обозначать в обыденной речи, но и другие, дополнительные, характеристики. Синонимический ряд обширен: это и разговорные обозначения - женщина легкого поведения, продажная (или публичная, доступная) женщина; и книжные наименования - магдалина, жрица любви, гетера; и устаревшие названия - кокотка, куртизанка, метресса, падшая (или потерянная) женщина, лоретка, камелия, дама полусвета, демимонденка; просторечные и грубые словоупотребления - блудня, блядь, девка, потаскуха, потаскушка, шлюха, курва; и даже церковные - блудница, [см.: Александрова, 1969: 433; Горбачевич, 2008: 370-372]. Таким образом, проститутка - не всегда женщина низкого социального статуса, распутная или падшая. Это может быть и «покаявшаяся грешница», и «образованная женщина, ведущая свободный образ жизни», женщина «из аристократических слоев общества» и т.д. [Горбачевич, 2008: 371-372]. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz