Змеева, О. В. Гендерные и сексуальные роли как средство адаптации этнических мигрантов // Население Кольского Севера в период социальных трансформаций: проблемы и практики культурной адаптации / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2008. – С. 69-79.

Особое место занимает тема переезда мужчин-«кавказцев» в Россию. По представлениям информантов, мужчины чаще всего приезжают одни, без семьи. В качестве причины одинокой миграции указывают не только на экономический стимул (после распада Союза в отсутствие рабочих мест на этнической родине есть возможность быстро заработать в России), но и на высокую степень свободы (в том числе и в интимных отношениях). Женам «кавказцев» информанты, скорее, сочувствуют: им с детьми приходится оставаться на этнической родине и терпеливо ждать мужа, зная (или, как минимум, догадываясь) о его активной жизни в другой стране. Жены «кавказцев» и кавказские женщины представлены вполне традиционно: «...Чтобы женщины были дома, готовили все для них, встречали их <... >, как домработницы» (Ж., 1962 г.р., ур. г.Апатиты) «Своих женщин они просто держат в рабстве. Женщины Кавказа работают на огородах, в садах, выращивают фрукты, овощи, воспитывают детей, все ложится на их плечи. . .» (Ж, 1954 г.р. Запись Бовыкиной Н.) «В жене ценят мать и хозяйку, но не женщину» (Ж, 1964 г.р., ур. г.Апатиты, Запись Крупинского С.) «. . . на первом месте потомство, а на втором деньги. Праздник в доме тогда, когда родился мальчик, а не когда девочка (М, ур. г.Грозный). Итак, кавказская женщина и мужчина-«кавказец» занимают определенные пространства в доме. В семье четко распределены функции: муж - глава семьи, добытчик, жена - мать и домохозяйка. Жена для кавказца, по мнению информантов, не является его «любовницей», то есть кавказский мужчина разграничивает интимные отношения в семье (направленные на продолжение рода) и вне семьи (направленные на получение удовольствия). Как утверждают наши информанты, сохранение семьи для кавказского мужчины находится на первом месте, поэтому в жизни семейного «кавказца» практически невозможен разрыв отношений: се... да, они могут гулять там где-то на стороне, изменять женам, но в конечном итоге они всегда приходят домой, там, вот, моя семья, вот, моя жена. То есть, они никогда не разводятся» (Ж., 1984 г.р., ур. г.Оленегорска). «...Муж ее имеет любовниц , любовнице подарил квартиру и содержит ее. <...> Но она (жена - 0.3.) к этому относится очень спокойно, потому что она не знает ни в чем отказа. <...> но она говорила, что у них там нет такого, что, как наши русские, бросают женщину» (Ж, 1954 г.р., ур. Пермской обл.). « Часто мужчин - кавказцев можно увидеть в злачных заведениях, где они позволяют себе развлечься и с другими женщинами, а их жены никогда не могут даже подумать об этом» (Ж, 1954 г.р. Запись Бовыкиной Н.). Таким образом, «кавказец»-мигрант, независимо от семейного положения, потенциально представляет опасность для «местных» мужчин, становится для них конкурентом. Те же, с одной стороны, гордятся красотой 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz