Змеева, О. В. Гендерные и сексуальные роли как средство адаптации этнических мигрантов // Население Кольского Севера в период социальных трансформаций: проблемы и практики культурной адаптации / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2008. – С. 69-79.
Местные жители разделяют «кавказцев» и по стилю одежды. Детали одежды, которые для информантов являются маркером «гостей с юга», могут служить компонентами для формирования типов мигрантов. Мы выделили следующие: а) «Человек в спортивном костюме» - отражает наиболее современное представление о «кавказцах»; б) «Мужчина в кепке и кожаной куртке» - представление, скорее, традиционное. Обратим внимание на то, что только во втором случае образ «кавказца» дополняется признаком его трудовой деятельности - «торгующий цветами, овощами или фруктами», а первый вариант не связан ни со спецификой труда, ни с типом одежды (праздничной или повседневной). Можно только предполагать, что имеют в виду информанты, говоря о «человеке в спортивном костюме». «Кавказцы» в данном случае могут восприниматься как люди, не умеющие правильно одеваться, быть на публике (например, спортивный костюм представляет «домашнюю» одежду, которая в общественных местах неуместна); с «извращенными» представлениями о повседневной (рабочей) одежде; или криминально-ориентированные, настроенные на незаконную деятельность (спортивный костюм, таким образом, своего рода спецодежда). Такие представления могут быть связаны с обвинительным образом представителей «чужой» этнической группы, сужением разнообразных типов к наиболее «отстраненным», не предназначенным для «своих», видов занятости [Титов, 2003: 41-51]. Информанты, которые указывают на один из названных типов («Человек в спортивном костюме» или «Мужчина в кепке...».), соотносят эти образы с разрушающим, вызывающим опасения поведением приезжих: «. . .Хозяйская манера поведения - как будто это ты приходишь к ним , а вовсе не они пришли к нам, далее - вызывающее поведение, хамские взгляды. . .» (Ж, 1985 г.р.) «Они хитрые, скользкие, везде ищут выгоды. При них всегда чувство опасности, не знаешь никогда, чего от них ждать» (Ж, 1950 г.р.) Следующая особенность, отличающая кавказца, - повышенное внимание к противоположному полу. Особо остановимся на взаимоотношениях кавказцев- мигрантов с местными девушками (женщинами). Здесь мы имеем дело с двумя поведенческими моделями: «пошлое», «нахальное» и, наоборот, благородное, внимательное, отношение к русским женщинам. Первый вариант можно расценивать как потребительский тип, второй условно назовем «рыцарским» О второй модели поведения склонны рассуждать больше женщины, мужских высказываний не отмчается. Местные мужчины же, в основном, негативно оценивают активность «кавказцев»: «Раздражает постоянные приставание к русским женщинам. Они многие имеют семьи и жен и тем не менее им мало. Я слышал, что у нШ престижно встречаться с русской женщиной» (М, 1981 г.р., УР- г.Ковдора) «Особенно то, как они относятся к нашим женщинам. Они их № уважают, а используют для своих гнусных целей» (М., 1974 г.р.) «Сам факт, что они женятся на русских женщин вызывает у меМ крайне отрицательные эмоции. Они женятся для регистрации и видя на жительства. А потом бросают их на произвол судьбы». (М., 1960 г.р" ур. г.Кировск) 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz