Змеева, О. В. Гендерные и сексуальные роли как средство адаптации этнических мигрантов // Население Кольского Севера в период социальных трансформаций: проблемы и практики культурной адаптации / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2008. – С. 69-79.

на восприятие новых мигрантов местными жителями. В сознании россиян укрепился термин «лицо кавказской национальности», практически приравненный усилиями экспертов, региональных и федеральных СМИ к образу «террориста», «человека с гранатой». Последствия его широкого использования на различных уровнях [Карпенко, 2002: 23-28; Титов, 2003: 41-51] отражают сложности взаимодействия именно с этой категорией мигрантов. «Кавказцы» не остались незамеченными еще и потому, что сразу оказались на виду (например, на рынке) и не воспринимались местными жителями «своими» в данном пространстве. Кроме того, зависимость, по представлениям местных жителей, состоятельности (зажиточности) от этнической принадлежности приводит к смещению властных позиций в обществе. Ситуация усугубляется еще и тем, что «кавказцы» воспринимаются монолитным, тесно сплоченным сообществом, способным противостоять этническому большинству. Таким образом, стереотипизированное восприятие в реальности приводит к конкуренции этнических групп, как в формальных, так и в неформальных отношениях. Например, наряду с предписанным мотивом реализации предпринимательского таланта, мужская часть населения прибавляет «кавказцам» мотив «завоевания» русских девушек (женщин). «Кавказец» у информантов ассоциируется, в первую очередь, с представителем сильного пола. В высказываниях местных жителей - это всегда мужчина, наделенный следующими антропологическими особенностями: «По внешности это маленькие, с обезьяньей внешностью, черными бровями, низкими попами, простите за выражение» (Ж, 1950 г.р.) . «Лично для меня это обязательно должен быть горец в папахе с отарой овец, черные как смола волосы, ну и, конечно же, сусами» (Ж, 1964 г.р.); «Когда мне говорят «лицо кавказской национальности», мне представляется грузин, темнокожий с большим носом. Так же он мне представляется агрессивным, так как я их считаю воинствующей нацией» (Ж, I960 г.р.); «У кавказцев, как правило, смуглая кожа, черный цвет волос, волевое лицо, карие темные глаза , повышенный волосяной покров, большие густые брови, сильно выраженный кавказский акцент, среднего роста». (Ж, 1975 г.р.); «Он брюнет со смуглой кожей, невысокого роста, коренаст» (Ж, 1984 г.р.). Антропологические черты отражают признаки маскулинности: средний рост, плотное телосложение, черные волосы, густые брови, наличие усов. Информанты воспроизводят традиционно принятые характеристики, уделяя внимание, в основном, цвету кожи, волосяному покрову, росту. Упоминая о внешности, почти все информанты останавливаются на «носе», отмечая его как главную характеристику «кавказца». Нос даже важнее, чем рост, темнокожесть и т.п.: «нос отпугивающий, первое - это нос, это такой большой нос. . .», «...самая значительная особенность <...> нос с горбинкой », это человек с <...> «орлиным» носом». Описание именно этой части тела можно перенести в целом на восприятие «кавказца» - физиологическая особенность, таким образом, становится качественной характеристикой человека. Указывается пол, возраст и, если есть сведения, место рождения информантов. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz