Змеева, О. В. Динамика этнического стереотипа : (мигранты –«кавказцы» глазами северян) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2009. – С. 113-120.

с конфликтами, войнами, реже с терактами. Армяне, грузины, азербайджанцы в представлениях информантов с терактами совсем не связаны. При этом на чеченцев указывали в 13 раз реже в 2009 г., чем в 2004-2005 гг. Среди прочих «кавказцев» называли дагестанцев, абхазов, черкесов, осетин. Тройка лидеров определена, но в данном случае важно, что информанты имеют представление и о других группах кавказских народов. Не являются показательными, но присутствуют в текстах интервью, высказывания о представителях Средней Азии (таджиках, узбеках), которые приравниваются к выходцам с Кавказа. Такая ситуация может означать, помимо слабых познаний информантов, наличие у них некоего представления о территориальной целостности, неотделимости Кавказа от других территорий. Так, при большем числе текстов в эту же категорию вполне могли попасть афганцы, жители Ирака и т.д. В интервью, записанных нами в период с 2004-2009 гг., представители Средней Азии (особенно таджики) упоминаются практически всегда. Этнические клички, прозвища Следующая категория связана с набором обвинительных высказываний и прозвищ. В 2009 г. информанты также использовали понятие «черные», но совершенно ушли из обращения такие слова, как «враги», «зверье», «нерусь». Обозначение «черные» очень часто приобретает негативные характеристики и используется в качестве этнической клички или прозвшцного этнонима [Грищенко, 2007, с.40; 48]. Это касается и понятий «чужие», «нерусские», которые также не встречались в текстах 2009 г. Информанты продолжают использовать оскорбительные прозвища, но в более смягченной форме, например, «хачики», а не «хачи». Одновременно понятие «чурка», которое традиционно использовалось по отношению к представителям Средней Азии, также переносится на представителей кавказских и закавказских групп. Это еще раз свидетельствует о том, что формируется собирательный этнический образ Кавказа и Средней Азии. Этнографическая экзотика Информанты обеих групп, высказываясь о кавказцах, часто использовали понятия «традиции» и «обычаи», но сами традиции и обычаи, как правило, не конкретизировались. Среди названных категорий более детально представлен обычай «кровной мести», который при достаточно частом его упоминании не детализируется, для информантов более важным становится сам факт сохранности его в современной жизни. Кровная месть - нечто, принадлежащее только «кавказцам». Она не может применяться ни по отношению к местным жителям, ни в целом на территории, где эти местные жители находятся. Во всех имеющихся у нас текстах речь идет о кровной мести на Кавказе, поэтому такой непонятный для местных жителей обычай не вызывает резко негативного отношения, а, скорее, инициирует любопытство. Сугубо позитивные оценки связаны с культурой кулинарии и гастрономическими особенностями пищи «кавказцев» —кавказская кухня всегда вызывает уважение и восхищение. В материалах 2009 г. упоминаются такие специфические особенности «кавказцев», которые не встречались в записях 2004-2005 гг. В первую очередь, это танцы (лезгинка), кавказские тосты, элементы одежды (папаха, бурка), предметы (кинжал). 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz