Змеева, О. В. Представления северян о «лицах кавказской национальности» (на материале Кировско-Апатитского района) // Человек в социокультурном пространстве: Европейский Север России / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2005. – С. 66-76.

О.В.Змеева ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЕВЕРЯН О "ЛИЦАХ КАВКАЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ" (НА МАТЕРИАЛЕ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА) Ощущая свою принадлежность к определенному сообществу, человек пользуется обозначением "мы", это воспринимается как общность, для которой характерны определенная система отношений, норм и правил поведения, определенная система ценностей и т.д. Все это человек противопоставляет тем же ценностям и нормам, которые присущи членам других групп ("не мы", "они"). Люди воспринимают "свое" (то, что им близко и знакомо) как нечто неотрывное и противопоставляют "свое" "чужому", нераспространенному и неизвестному в их группе. Для того, чтобы провести разделение между своей группой и "чужой", необходим определенный набор признаков. Так, например, некая этническая общность, осознавая себя как группу, стремится к отделению себя от других, репрезентируя свой уникальный язык, культуру, этническую территорию, особенности внешности и т.д. При этом представители того или иного этноса будут размышлять не с позиции отдельного человека, а преподнося мнение более крупной системы (этнической группы). Говоря о качествах и особенностях сообщества, люди стремятся представить индивидуальные качества отдельных лиц как характеристики группы в целом. Различные элементы поведения, связанные с выстраиванием взаимоотношений "местных" и "пришлых", манифестирующие отношения их друг к другу, по всей вероятности, будут соотноситься с определенными этнодифференцирующими признаками, которые наиболее ярко выражены, т.е. воспринимаются в качестве таковых. Поэтому представление об иноэтнической группе оказывается упрощенным, схематизированным, стереотипным. Обычно представления об этносах сводятся к краткому описанию, выделению каких-то типичных черт, характерных для членов того или иного этноса. Часто такие стереотипы оформляются в виде этнических образов (Чеснов, 1991), которые являются формой отражения действительности и определяют ее, так как представления об этносе либо подтверждаются, либо опровергаются поведением людей. Этнический образ оценочен. Оценочный момент заключается в предписывании определенных характеристик разным этническим группам. Как правило, за единичными исключениями, интраобраз ("образ себя") наделяется положительными качествами, успехи представителей своего этноса объясняются внутренними особенностями, а неудачи - внешними причинами. Напротив, типичный экстраобраз ("образ другого"), чаще всего, наделяется отрицательными качествами: удачи чужого этноса связываются с его внешними особенностями, а неудачи и провалы - с особенностями внутренними (Чеснов, 1998). Таким образом, этносы пытаются защитить себя и обвинить других, часто принижая способности представителей иноэтнических групп. Человек оказывается готовым к общению с представителями другого этноса в том случае, если он понимает оценочность этнического образа и пытается преодолеть 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz