Змеева, О. В. Представления северян о «лицах кавказской национальности» (на материале Кировско-Апатитского района) // Человек в социокультурном пространстве: Европейский Север России / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2005. – С. 66-76.

"Складывается впечатление, что вовсе не русские у себя дома, а наоборот. И чем дальше, тем больше их будет плодиться на русской территории..." (Ольга, 1984 год рождения. Самозап.). Одна из информантов пытается объяснить сложившуюся ситуацию особенностями характера северян. Она говорит о поведении русских, проживающих на юге страны: "Тетка приезжала еще в 90-м году, она сказала, что "у нас их всех выгнали, разбомбили все их цветочные лавки, поразломали все, их побили и теперь их никого нет. Но это было в 90-м году..." (Галина Евгеньевна, 1962 год рождения). Она сравнивает эти действия с поведением северян, тем самым, определяя характер типичного жителя Севера: "Нет, не выгонят. Это точно не выгонят, потому что у нас северный народ такой замороженный. Он никогда не будет ни бучу какую-нибудь поднимать, ни на революцию не пойдет, никуда". (Галина Евгеньевна, 1962 год рождения). Информанты говорят о том, что Север является зоной межэтнических контактов. Они считают, что на Севере (точнее, в Кировско-Апатитском районе) проживают представители многих этносов. Кроме того, респонденты отмечают, что такая ситуация связана с отсутствием коренного населения в данном регионе: "Я думаю у нас тут все, кто есть на карте, все у нас здесь <...> Белорусов море, украинцев море, молдаван море, русских, вологодских. Русских полморя, а вологодских море" (Галина Евгеньевна, 1962 год рождения); "...Я бы сказала у нас есть и латыши, и литовцы, и эстонцы, и грузины, и осетины, и белорусы, и даже поляки, и молдаване, и, наверное, вот этот Советский Союз, наверное, все вместе, и татары, и башкиры, в общем все, потому что Север" (Светлана Анатольевна, 1967 год рождения, зап. Яйцовой Е.В.). Респонденты по-разному определяют свою позицию в отношении к кавказцам: "Меня вообще раздражает, почему их так много здесь" (Галина Евгеньевна, 1962 год рождения); "...Потому что меня удалось переубедить, что из плохих людей они стали довольно-таки хорошими" (Татьяна, 1983 год рождения). Некоторые говорят о том, что их представления изменились, связывая это с тем, что среди близких и знакомых появились кавказцы. Информанты пользуются такими тактиками, как "обвинение" и "самооправдание" (Титов, 2003). Некоторые отмечают, что особой ненависти к кавказцам не испытывают, но в то же время недовольны тем, что кавказцы живут на территории РФ: "Я же не фашистка какая - нибудь... Пусть себе живут, только не здесь. Главное, чтоб они меня не касались. Если они меня трогать не будут, мне вообще без разницы..." (Анастасия, 1983 год рождения). "Да, у них есть свои страны, что они вообще сюда приехали? < ...> Те, которые смогли состояться у себя в стране, те и самые нормальные, умные люди. А которые не смогли, они едут куда-то. То, что у себя сделать ничего не могут, мне кажется так. У меня такое впечатление, что там остаются такие... состоятельные, которые любят свою Родину, которые вообще хорошие люди, а сюда приезжают вообще какие-то уроды моральные" (Анастасия, 1983 год рождения). При этом респонденты оговариваются, что в России кавказцы - не постоянные жители, а только "гости", которые должны соблюдать правила поведения на "чужой" территории или, в противном случае, покинуть ее: "Ощущение, что находишься не в России, а где-то на Кавказе..." (Наталья, 1983 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz