Змеева, О. В. Представления северян о «лицах кавказской национальности» (на материале Кировско-Апатитского района) // Человек в социокультурном пространстве: Европейский Север России / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2005. – С. 66-76.

одному человеку плохо, то другие родственники стараются отдать то, что у них есть и с избытком..." (Татьяна, 1983 год рождения). "У них у всех дружба, они все сплочены в какой-то период..." (Марина, 1984 год рождения). Говоря о кавказцах, проживающих в России и занимающихся торговлей, информанты сравнивают их с русскими: "Наши тут, понимаешь, ничего не могут сделать, живут в бедности и нищете..." (Анастасия, 1983 год рождения). "Я считаю, что это люди глупые... У них ничего в этой жизни не получается... Они будут кричать, что нерусский грязный, вшивый, но они хоть зарабатывают в чужой стране, без документов, без всего. А ты сидишь в своей стране и ничего не можешь сделать..." (Марина, 1984 год рождения). "Может быть с тем, что русские любят, чтобы им все давали, дарили" (Галина Евгеньевна, 1962 год рождения). Конечно, информанты понимают, что многие русские не могут состояться в сфере торговли, и находят этому причины - лень, пьянство. Но в целом интраобраз не наполняется отрицательными характеристиками, так как неспособность "русского Ваньки" заниматься торговлей списывается именно на тех, кто смог себя реализовать в этой сфере - на кавказцев. Информанты положительно оценивают кавказцев за то, что они находят способы заработать в чужой стране, жить без документов и быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, но в то же время винят их в том, что они (кавказцы) занимают рабочие места. Некоторые респонденты утверждают, что с появлением "лиц кавказской национальности" на рынке и в северных городах (в Апатитах, Кировске) произошло перераспределение властных отношений. Такая ситуация воспринимается респондентами как кризисная для России: "А на рынке - на кавказцев работают в основном русские люди, т.е. они хозяева, а русские подчиненные.... В России... За это у меня к торгашам негативное отношение" (Алина, 1984 год рождения. Самозап.). "...Они просто оккупировали наш город" (Наталья, 1984 год рождения. Самозап.). "Они считают себя хозяевами и ведут себя подобающе, не боясь наказания. Очень жаль, потому что иногда мы сами позволяем им так себя вести, забывая о том, что они всего лишь гости на нашей земле, и это они должны подчиняться нашим законам, придерживаться наших ценностей и норм поведения" (Ольга, 1983 год рождения. Самозап.). "Они могут представлять реальную угрозу населению русских городов" (Дарья, 1984 год рождения. Самозап.). Все информанты утверждают, что кавказцев на Севере (в Кировско- Апатитском районе) много, и их численность со временем будет увеличиваться. Численность кавказцев сравнивается с количеством русских, проживающих в данном регионе. Русские, по мнению респондентов, не только "теряют власть" над территорией, но и не могут сохранить свое место. Респонденты отмечают, что распространение смешанных браков и российские реформы уже сделали свое дело: "Не знаю, мне кажется, что с нашей политикой... наш русский народ, вообще, он начал деградировать < ...> . Вообще, рождаемость очень низкая у русских: один, два ребенка... два - это уже редкость < ...> . Поэтому даже в количественном перевесе намного будет черных больше" (Людмила Ивановна, 1961 год рождения). "Лица кавказской национальности пускают свои корни, создавая браки с русскими женщинами < ...> . Мы - русские, хозяева русских городов, а боимся приезжих, чужих людей! < ...> , мы постепенно становимся рабами лиц кавказской национальности" (Ольга, 19 лет, зап. Жвалюк В.), 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz