Змеева, О. В. Представления северян о «лицах кавказской национальности» (на материале Кировско-Апатитского района) // Человек в социокультурном пространстве: Европейский Север России / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2005. – С. 66-76.
Информанты заостряют внимание на том, что уважение к старшим характерно для кавказцев только на Родине, и утверждают, что их поведение в России резко отличается. Кавказцы, мигрирующие в Россию, представляются невоспитанными, они далеки от Родины и могут позволить себе такое поведение. Поэтому респонденты защищают кавказцев, оставшихся на Родине: "Приезжают сюда на север не самые лучшие из кавказцев" (Анастасия, 1983 год рождения). "К нам приезжают какие люди, те, которые идут по головам для достижения своих целей, правильно, вот, поэтому нам так кажется, что все нерусские они плохие" (Марина, 1984 год рождения). "Но я все-таки считаю, что люди, которые проживают в их странах более культурные, воспитанные и нравственные, чем те, которые иммигрировали в Россию" (Юлия, 1983 год рождения. Самозап.). Информанты говорят о традиционных занятиях кавказцев, и приезжающие в Россию воспринимаются как люди, которые могут реализовать себя только в сфере торговли: "Они не привыкли заниматься промышленностью..." (Анастасия, 1983 год рождения). "... Этот народ, они держат практически все рынки..." (Марина, 1984 год рождения). "А эти, наверное, любят зарабатывать. Они ведь детей своих с 3-4-х лет учат считать. Ведь, что они хорошо считают: они деньги прекрасно считают" (Галина Евгеньевна, 1962 год рождения). Именно как торговцы кавказцы приезжают в Россию, и только с этой сферой информанты связывают причины их приезда на Север. Объясняется это тем, что северяне получают необходимые товары благодаря деятельности и предприимчивости кавказцев: "...Потому что здесь нет того, что они предлагают нам" (Анастасия, 1983 год рождения). "Вот, овощи, фрукты, та же зелень... Например, сегодня утром загрузили в самолет, привезли сюда. Все это благодаря азербайджанцам..." (Марина, 1984 год рождения). Приезд на Север кавказцев рассматривается информантами как способ заработка (жить здесь кавказцы не собираются): "Потому что здесь можно такие крутые бабки сделать...Они сюда приезжают только делать бизнес" (Анастасия, 1983 год рождения). "Деньги зарабатывать < ...> . Они думают, что на Севере мы здесь все богато живем ..." (Татьяна Михайловна, 1954 год рождения). Информанты всем кавказцам приписывают занятия торговлей, указывая на то, что это их основная сфера деятельности. Возможно, это связано с тем, что часто многогранный образ заменяется наиболее яркими элементами поведения отдельных членов общества. Если в данной этнической группе есть представители сферы торговли, производства и т.п., то, скорее всего, большинство заметит торговцев. Информанты сами объясняют возникновение негативных представлений о кавказцах тем, что, сталкиваясь с одним кавказцем на улице, мы оцениваем всех, попадающих в эту категорию. "И мы уже не разбираемся кто они - террористы, бандиты или обычные, мирные люди с Кавказа" (Наталья, 1983 год рождения. Самозап.). Именно с "кавказцами" связаны представления о богатстве. Об этом также свидетельствует множество анекдотов, в которых обыгрывается "денежность" кавказцев (Шмелева, 2002). Информанты уверены, что между кавказцами нет разделения на богатых и бедных (они все богатые), и связано это именно с дружбой и взаимопомощью: "Почему и говорят, что у кавказской национальности нет бедных людей. А этого и не может быть, потому, что если 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz