Змеева, О. В. Представления северян о «лицах кавказской национальности» (на материале Кировско-Апатитского района) // Человек в социокультурном пространстве: Европейский Север России / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2005. – С. 66-76.
Респонденты представляют кавказцев как однородную массу, что-то сплоченное, а потому еще более опасное. Не разделяя кавказцев на национальности, информанты используют такие обозначения, как "хачи", "чурки", "нерусь", которые несут негативную оценку и, возможно, даже насмешку. Говоря о мужчинах-кавказцах, информанты выделяют сферу их взаимоотношений с женщинами. Кавказскую женщину информанты представляют как человека, который полностью зависит от мужчины и не имеет никаких прав: "Значит, женщина, она не работает, ну как она не работает на официальной работе, она работает дома. Вот, она заботится о семье, создает домашний ую т..." (Марина, 1984 год рождения); "Женщина... Они любят, чтобы женщины были дома, готовили все для них, встречали их, в общем, как домработницы" (Галина Евгеньевна, 1962 год рождения). "Но все равно она, наверное, так создана, что должна почитать мужа, но она говорила, что у них там нет такого, что, как наши русские, бросают женщину. Она говорит: "А у нас этого не бывает, муж заботится о семье, он должен ее содержать" (Татьяна Михайловна, 1954 год рождения). Размышляя о кавказских женщинах, информанты выделяют такие особенности, как отстраненность женщины от мира (нахождение ее лишь в домашнем пространстве), уважение к мужу (даже в ситуации измены) и зависимость от мужа. Они говорят о кавказских женщинах как о далеких, остающихся дома (на Кавказе) при отъезде мужа в другую страну. Возможно, именно по этой причине (отдаленности) информанты не приписывают кавказской женщине отрицательные черты и даже жалеют ее, отмечая неизменность ее положения ("Она, наверное, так создана"). В связи с этим информантами создается идеал кавказской семьи: "...Женщина выходит замуж за кавказца, то она не переживает за будущее < ...> . У них принято, что родственники помогают родственникам. И, если женщина молодая становится вдовой, то в течение всей жизни его родственники будут следить за ней и за детьми..." (Татьяна, 1983 год рождения). "Ну, они может, думают: "Мне-то хватит, но у меня еще дети, у меня же еще жена, а еще у моей жены там куча родственников, а еще у меня куча родственников. Надо же их всех кормить" (Галина Евгеньевна, 1962 год рождения). Кавказская семья представляется информантами как структурированная группа (где есть хозяин и подчиненные), в семье обязательна помощь (причем не только близким родственникам), забота (мужчины о семье). Отношение мужчин-кавказцев к русским женщинам резко отличается: если к своим женщинам кавказцы относятся уважительно, то к русским - наоборот, с пренебрежением: "Женщина у них это какое-то быдло, на котором только "ездят" (Антон, 1983 год рождения. Самозап.); "То есть вообще мусульмане, они считают, что мужчина - это глава семьи. Женщина- это шея". (Марина, 1984 год рождения); "Мне не нравится, что они смотрят на русских женщин, девушек, как на свою добычу" (Юлия, 1983 год рождения. Самозап.). Сравнивая, таким образом, русских и кавказских женщин, информанты ссылаются на различия в воспитании, говорят о традициях, которые сильно влияют на поведение кавказцев: "Я думаю, наверное, традиции... Это уважение °тца и матери у них, наверное, до сих пор в традициях очень хорошо сохранено. Хотя у нас это тоже было до 20-го года. Мы это просто утратили, а у них это все сохранилось < ...> " (Людмила Ивановна, 1961 год рождения). 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz