Змеева, О. В. Представления северян о «лицах кавказской национальности» (на материале Кировско-Апатитского района) // Человек в социокультурном пространстве: Европейский Север России / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2005. – С. 66-76.
если на море встретишь этих нерусских, они - и спина, и грудь, такое ощущение, что полностью поросли в шерсти" (Татьяна, 1983 год рождения). Первое, на что обращается внимание - невозможность разграничения кавказцев по внешним антропологическим признакам. Даже не пытаясь конкретизировать этническую принадлежность, информанты отмечают, что они все на одно лицо. Давая общую оценку внешности, информанты считают кавказцев несимпатичными, особенно указывая на такие антропологические признаки как цвет кожи ("черные"), размеры носа, волосяной покров. Это те "массовые" представления, которые воспроизводят наши респонденты. В данном случае высказывания информантов напрямую зависят от наличия или отсутствия контактов с так называемыми "лицами кавказской национальности". Те информанты, которые не находятся в дружеских отношениях с кавказцами, однозначно определяют свою позицию в части внешних характеристик, отмечая, что "очень важна внешность". Упоминая о внешности, информанты говорят о чистоплотности/ нечистоплотности кавказцев, причем одни в этом абсолютно уверены; другие, приводя примеры, связанные с конкретными людьми, опровергают распространенное мнение и переносят названное качество на всех представителей кавказских этносов: "Так как, на самом деле они принимают душ один раз в неделю". "...Но, в основном они, у них не очень-то за порядок" (Татьяна, 1983 год рождения). "Это вообще не правда! Это очень чистый народ..." (Марина, 1984 год рождения). Информанты не сходятся и в представлениях об умственных способностях выходцев с Кавказа. Так, например, одна из информантов говорит: "Нет, они совсем не глупые, очень даже умные, хитрые, изворотливые <...> Если они здесь с такими мозгами смогли сделать бизнес..." (Анастасия, 1983 год рождения) - скорее всего, подразумевая не уровень интеллекта, а способность выкрутиться из любой ситуации. Другая информант, наоборот, отмечает глупость кавказцев, которая совмещается с их организаторской способностью (что вызывает удивление у информанта): "...Хотя они не так умны, ну, даже можно сказать, что считают и то на калькуляторе, что даже в уме уже можно 20 раз посчитать. < ...> Хотя у них вот такого ума нет, но они могут создать, все организовать..." (Людмила Ивановна, 1961 год рождения). Оценивая умственные способности кавказцев, информанты рассуждают и об их культурном уровне: "Но на самом деле интересные страны вообще..." (Анастасия, 1983 год рождения). "Есть очень начитанные люди, что удивляешься, что с ними еще о чем-то можно поговорить, кроме, как о торговле..." (Татьяна, 1983 год рождения). Для информантов неожиданным становится то, что с кавказцами "о чем- то можно поговорить". Причем, говоря об одном и том же, информанты подразумевают разное: одна говорит о своих знакомых (Татьяна), другая (Анастасия) - вообще обо всех кавказцах, отмечая при этом: "Так говорят, я там не была, не знаю". В данной ситуации возникает представление о том, что где-то (на безопасном расстоянии) все кавказцы культурные. Некоторые информанты считают опасными кавказцев, приписывая им скрытые намерения: "...Мало ли они меня сейчас украдут или увезут куда- нибудь < ...> Еще обидится, еще кого-нибудь там, вообще, повесит из-за того, что я его обидела. Они же такие, мстительные, злопамятные" (Анастасия, 1983 год рождения). 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz