Змеева, О. В. Представления северян о «лицах кавказской национальности» (на материале Кировско-Апатитского района) // Человек в социокультурном пространстве: Европейский Север России / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2005. – С. 66-76.

также, что увеличение доли иммигрантов-"кавказцев" связано с экономическими проблемами данного региона, (Дощицин, 2001; Петров, 2003; Хунагов, Мадже, 2001). Обострение криминогенной обстановки в России, рост преступной деятельности этнических группировок также связывают с "лицами кавказской национальности". В таких случаях рассматриваются наиболее видимые представители, деятельность которых распространяется на всю этническую группу (например, все чеченцы - террористы), которая становится объектом враждебного отношения. Образ "кавказца" представлен, например, в исследованиях Э.Сулейманова; Я.В.Чеснова, Л.С.Щенниковой (Сулейманов; Чеснов; Щенникова). Целью исследования Я.В.Чеснова стало представление чеченской культуры "в виде спектра поведенческих субкультур", он говорит о том, что имя чеченцев слишком часто употребляется в новостях, газетах и обыденной речи россиян, чеченцы представляются как "маргиналы", "враги". В работе Э.Сулейманова большое внимание уделено адатному праву и кровной мести, влияние которых до сих пор проявляется на Кавказе. Он напоминает, что в адатное право включены представления чеченцев о чести, храбрости (отваге), гостеприимстве, "долге чести", "кровной мести". Именно существованием "горского этикета" Э.Сулейманов объясняет "странное поведение кавказцев" в России: "Нередки случаи, когда кавказцы, приезжая за работой, например, в Россию, часто вместо заработка "невольно" оказывались за решеткой. Бранную лексику, содержащую обычно сексуальные коннотации в отношении близких родственников собеседника, что является в этих географических широтах явлением обычным, уроженцы Кавказа интерпретировали дословно и во многих случаях сразу отмывали позор кровью. Из такого неблагоприятного опыта возникало представление о кавказцах как о потенциальных убийцах и насильниках, непредсказуемых, агрессивных и высокомерных чужаках, с мафиозным складом характера, с непонятным, "странным" поведением". Еще одно исследование было проведено Л.С.Щенниковой в Пскове среди студентов с целью выяснения того, насколько сильны этнические стереотипы в их сознании. Среди опрошенных респондентов были: русские; студенты, имеющие одного русского, другого нерусского родителя; студенты иной, нерусской национальности. Ответы на вопрос: "Есть ли народы, которые вызывают у Вас наибольшую антипатию?" оказались одинаковыми во всех опрашиваемых группах: наиболее антипатичны - кавказцы, американцы, евреи. Л.С.Щенникова приходит к выводу: "К сожалению (это видно из опроса), псковские студенты не видят особой разницы между различными народами, населяющими Кавказ. Благодаря массированной пропаганде СМИ сложился стереотип кавказца - смуглого брюнета с криминальными наклонностями, лишенного в сущности положительных черт. То, что слово "турок" по результатам опроса ассоциируется у респондентов весьма негативно, можно объяснить тем, что турок для респондентов особо ничем не отличается от клише "кавказец" (Щенникова). Проблема изучения этнических образов, влияющих на поведенческие стратегии представителей сообществ, сегодня особенно актуальна, так как количество мигрантов (включая "кавказцев") в стране постоянно увеличивается. Северо-Западный регион России, в том числе Кольский Север, всегда был зоной межэтнических контактов, но появление на этой территории кавказских диаспор не осталось незамеченным и вызвало множество оценочных суждений по данному поводу. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz