Змеева, О. В. Представления северян о «лицах кавказской национальности» (на материале Кировско-Апатитского района) // Человек в социокультурном пространстве: Европейский Север России / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2005. – С. 66-76.

"обвинительное" поведение, т.е. имеет достаточный уровень рефлексии, если он способен отстраниться от восприятия "чужого" как опасного, приносящего вред. Представления об этносе включают в себя следующие элементы (по Я.В.Чеснову): антропологические признаки, язык, этническая территория, типовые черты поведения представителей группы. Иногда образ сводится к одному параметру, в котором аккумулируются все особенности этноса, прочие признаки при этом игнорируются или отступают на периферию. Этносы как бы создают для себя схему, в которую заносятся самые очевидные характеристики "своих" и "чужих". Оценочные образы могут привести к последствиям, иногда нежелательным для обеих сторон. Возможно, это связано с тем, что реальные или воображаемые различия между этносами превращаются в абсолют, становятся объективными. Можно рассмотреть данную ситуацию с позиции теории У.Томаса, который утверждал, что "событие, определяемое как реальное, становится реальным по своим последствиям" (цит. по: Титов, 2003, с.42). Без всяких сомнений, взаимные представления этносов друг о друге играют важную роль в выстраивании их поведения по отношению друг к другу и определяют результаты взаимодействия. Так, например, если представления об иноэтнической группе имеют более или менее нейтральный характер, то отношения между этносами будут значительно облегчены. Следовательно, для того, чтобы прогнозировать развитие межэтнических отношений, необходимо изучать представления этносов друг о друге. Следует отметить, что этнические образы оказывают влияние на этнические процессы. Так, например, этнические меньшинства могут быть ассимилированы, если титульные этносы не дадут возможности им развиваться. Такая ситуация может сложиться в том случае, если малочисленные этносы воспринимаются как дикие, неспособные к саморазвитию, требующие влияния "развитой" культуры. С другой стороны, представители нетитульных этносов могут, наоборот, восприниматься как предприимчивые, хитрые, изворотливые, их культура может оказать решающее воздействие на изменения в сложившейся культуре титульного этноса. В силу того, что практически не существует моноэтнических регионов, необходимо учитывать интересы всех этнических групп, проживающих на данной территории (Амелин, 2004). Выстраивание этнической политики в идеале должно осуществляться на основе изучения взаимных представлений этнических сообществ на уровне страны (государства), региона и даже отдельного населенного пункта. На сегодняшний день проблема изучения этнических образов рассмотрена достаточно подробно. Вместе с тем следует учесть, что в исследованиях, проводимых в области психологии, этнологии, а также и социологии, уделяется внимание не изучению образа в целом, а рассмотрению различных элементов этнических образов или каких-либо этнических стереотипов. Этнические образы широко представлены в исследованиях, проводимых по следующим направлениям: репрезентация в литературе и фольклоре (Белобородова; Люцидарская; Разумова, 1998)), социологический и этнологический ракурсы (Здравомыслов, 2002; Савва, 2001). Исследования образов "кавказцев" сегодня также распространены. Повышенный интерес к выходцам с Кавказа, возможно, связан с ростом иммиграции в РФ жителей данной историко- этнографической области, если пользоваться термином Чебоксаровых. Отмечается 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz