Змеева, О. В. Представления северян о «лицах кавказской национальности» (на материале Кировско-Апатитского района) // Человек в социокультурном пространстве: Европейский Север России / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2005. – С. 66-76.
год рождения, Самозап.). "Все равно они у нас в гостях (хоть это их и постоянное место жительство), а значит надо соблюдать рамки приличия. Мне кажется они нас считают дураками. < ...> А у всех у кого есть претензии - скажу одно - уезжайте!" (Яна, 1983 год рождения. Самозап.). "К сожалению, в Кировско-Апатитском районе мы сталкиваемся именно с хамами и наглецами, после чего многие люди говорят: "Жили бы они у себя" (Юлия, 1983 год рождения. Самозап.). Интересно высказывание информантки, которая изначально определяет свою позицию как нейтральную, утверждая, что на Севере проживает множество этносов. Именно об кавказских этносах она говорит: "Я бы сказала не уживаются те, кто здесь приживается, потому что здесь город нет коренных жителей <выделено мною - 0.3.> , а последнее время здесь очень много всяких как мы говорим "лица кавказской национальности" < ...> . Я вообще не очень, положа руку на сердце, не очень их люблю, просто им здесь делать нечего в моем понятии, как бы я защищаю свой город <выделено мною - 0 .3 > от всякого мусора, мне кажется это мусор, мы можем справиться без всяких фруктов и овощей, мы же раньше жили, у нас все это было. < ...> . Если они здесь не приживутся, их вытолкнет сам город, они сами уедут..." (Светлана Анатольевна, 1967 год рождения, зап. Яйцевой Е.В.) Информанты также пытаются предположить и отношение кавказцев к русским. Они не могут однозначно определить мнение кавказцев о русских, но в своих размышлениях некоторые приходят к выводу, что отношение кавказцев является лишь ответной реакцией на поведение русских: "А к русским, мне так кажется, они относятся нормально. Если русский человек, они видят, что хорошо относится к ним, почему же они будут к ним плохо относиться, если к ним хорошо относятся" (Татьяна, 1983 год рождения). Другие, наоборот, предостерегают русских от общения с кавказцами, объясняя это тем, что: "Они друзьями могут быть. Но русских они, скорее всего, подставят. < ...> Но у них сплоченность между собой, а не сплоченность с русскими..." (Марина, 1984 год рождения). "При этом сами "выживают" русских с мест проживания на своей "исторической родине", < ....> в России к лицам кавказской национальности подобным образом не относятся. Мне неприятно смотреть, как они уверенно чувствуют себя в нашем городе..." (Ольга, 1984 год рождения. Самозап.). Таким образом, информанты, оценивая кавказцев, определяют для себя социальную дистанцию (Косолапое), задают некие границы, в рамках которых они согласны на общение с представителями кавказских этносов. Таким образом, наличие дружеских контактов с представителями других этносов и возможность их установления может повлиять на изменение первоначального, как правило, негативного мнения, а также способствовать оцениванию себя через сравнение с другими. На представление о "чужом" также оказывают влияние мнения окружающих (особенно важны высказывания близких родственников, друзей), знание традиций, обычаев изучаемой группы, частота контактов с представителями данного этноса. В настоящей статье мы попытались рассмотреть названную проблему на локальном материале. Мы предполагаем, что система стереотипов имеет региональную специфику. Скорее всего, суждения северян о "кавказцах" будут отличаться от высказываний жителей других регионов России. Необходимо учитывать особенности различных зон межэтнических контактов в исследованиях 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz