Змеева О.В. Оленегорск - особый город // Антропология города. – Сыктывкар : ИЯЛИ, 2013. – Вып. 1 : Культурные символы и образы в городском пространстве. Этничность и городская идентичность. – С. 102-117.
Дальнейшая добыча подобным способом могла привести к обру шениям в городе. Но к началу 2000-х гг. актуальная проблема 1990-х была разрешена - в 2005 г. добыча руды стала производиться комби нированным способом (одновременно и открытым и подземным): «Оказывается, город построен неверно, он построен на основных залежах руды. Об этом приданном мы не знали. Поэтому надо либо город вообще убирать, либо вот подземная разработка, что очень дорого» (Ж., 1989 г.р.) «Вот они теперь решили, что нужно под землей, потому что уже к городу очень близко подошел карьер, вот, уже нельзя добывать. Мы вообще думали, что закроют комбинат, как бы бесперспективно все, но вот они теперь придумали, что нужно подземным способом, шахтовым» (Ж., 1960 г.р.). Но решившаяся проблема со способом добычи и «сохранением» города не изменила настроения горожан, Оленегорск периодически охватывают «волны паники», связанные с отсутствием информации о перспективах разработки месторождений: «Ну там добывают железную руду и сейчас открыли подземную добычу, до этого была добыча только открытым способом. И у нас были такие опасности, что вот все руда кончается - город закроют и все всех уволят. <... > Просто вообще сам город построен неверно. Просто истину открыли, открыли тайну которую никогда не знала» (Ж., 1989 г.р.). Особенность Оленегорска не только в том, что он расположен непосредственно над крупным железорудным месторождением, но и в том, как в этой связи оказались распределены некоторые части го рода. Так, практически на территории города оказалась федеральная автодорога Санкт-Петербург - Мурманск. Для жителей Оленегорска близость к федеральной дороге, с одной стороны, снимает многие транспортные проблемы, а с другой стороны, создает дополнитель ные трудности. Всякого рода трудности связаны с тем, что городские вокзал и автовокзал находятся в некотором отдалении от городской застройки, за железнодорожными путями. Причем проблемой стано вится даже не расстояние до вокзала/автовокзала, а неудобство са мого пути к ним. Чтобы добраться до вокзала, например, жителям необходимо выехать за пределы города на федеральную автомо бильную трассу (это первое кольцо), и через некоторое непродолжи тельное расстояние покинуть её (уже на втором кольце) для заезда в конечный пункт. Можно с уверенностью сказать, что практически каждый житель Мурманской области, который хоть раз проезжал 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz