Змеева О.В. Оленегорск - особый город // Антропология города. – Сыктывкар : ИЯЛИ, 2013. – Вып. 1 : Культурные символы и образы в городском пространстве. Этничность и городская идентичность. – С. 102-117.

Олени и саамы Одним из известных и часто упоминаемых символов города яв­ ляется олень. Это наш Олененгорск Построенный умелыми руками, В краю болот, лесов, озер и гор. Где жили лишь олени да саамы (Рассохина 2009а: 11). Поскольку именно олень стал главным, различного рода изоб­ ражения этого благородного жи­ вотного присутствуют в наиболее известных местах города - в цен­ тральной его части, недалеко от первого каменного дома (в так называемой старой части города), около железнодорожного вокзала (фото 6). Анималистический символ, который был выбран в качестве наглядной демонстрации топонима, как известно, особенно ценился у «первых» жителей полуострова - саамов. В этой связи удивительны ассоциации жителей города с людьми-оленями: Вижу: играют в салки и прятки Резвые дети - ребятки-оленятки И мамы-оленихи смотрят и ждут, Когда их дети к обеду придут. А папа-олень добывает руду Он ведь привык к любому труду. Но вечером поздник родная семья Встретит его, свою нежность даря (Это мой город 2010: 64) Известно, что в саамской мифологии северный олень считался и бо­ жеством и покровителем лопарей. «Ловту» или древнюю быль о челове- ке-олене мы встречаем у В.В. Чарнолуского: ««Олени мы, оленьи люди, одно мы с оленями < . > Ты посуди сам: мы, саами, от веков так различа­ ли себя: мы, мужики, пошли по дикарю, дикарьего рода, мы по Матрене Мяндашевой, а женки наши, те другого плоду олени» (Чарнолуский 1965: 72). Однако образы городских оленей практически не связаны с этничес­ кой спецификой региона, символически они аккумулировали совокуп­ ность природно-географических указателей на «историческое» присутс­ твие в названном пространстве этих животных: у горы Оленьей, станция Оленья и т.д. Фото 5. Олени Оленегорска. Фото автора. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz