История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

Женщины трудились целый день, жарко, головы повязаны платочками, лица потные, и особенно надоедают комары. Мама боялась оставаться в лесу одна и часто окликала соседок, трудившихся неподалеку. Начинала она негромко, как бы для себя: «Галина Сергеевна, да куменька» - и громче - «у-у!». Женщины обязательно откликались. А если по ходу работы приходилось отходить от женщин довольно далеко, она звала с собой меня: «Галюшка, ты где?» - «Я здесь, мама». - «Собирай ягодки, да не отходи далеко, да не потеряйся!». И опять труд, чтоб не отстать от подруг, не осрамиться. Когда заполнены все мешки, увязаны ташки и кирпачи, относили их к лодке. Женщины собирались на берегу у костра. Кипит чайник, на травке, на бережку усаживаются труженицы пить чай. Здесь прохладный ветерок, нет комаров, можно отдохнуть и перевести дух. За чаем беседа, шутки, а впереди еще долгая дорога домой на веслах. Но даже тогда, натрудившись за целый день, женщины, сидя за веслами, начинают пение. Морской воздух, радость труда и приближающийся дом придают силы и песня льется, далеко разносясь по воде. А голоса у всех отменные, поют на два голоса, правильно выводя мелодию. Пели «Черемуху», «Хороша я, хороша», «Окрасился месяц багрянцем»64и т.д. Но вот уже лодка ткнулась в родной берег, женщины обсушили весла, но не выходят из лодки, пока не доведут песню до конца. Так умели трудиться и радоваться труду наши мамы. Заготовленный листовой и веточный корм раскладывался на чердаке для просушки. В начале июля идет лов «иванской селедки» (перед праздником Рождества Иоанна Предтечи - небесного покровителя нашей Кандалакши). Это беломорская селедка, но очень крупная. Ловили ее в основном колхозники неводами. Ловили ее и наши родители нелегально, так как только у нас был невод. Сети на селедку летом не ставили, так как ночи белые, селедка видит сети и обходит их. В конце июля созревала первая ягода морошка и начинается сбор ягод. Мы ездили за морошкой в основном на остров Олений, Б. Сальный. На самом первом острове Сальном неплохие болотца и если попадешь на первую ягоду, то можно насобирать целую корзинку (ведро). Еще ездили за морошкой на большие болота в Канду65, там, где сейчас проходит шоссе Мурманск - Санкт-Петербург. Как-то сестры Валя и Шура ездили туда с Гручиной т. Паней с ночевкой, так как путь неблизкий и на веслах не успеть уложиться в один день. Оттуда привозили морошку ушатами. В августе поспевала черника. Эта ягода растет на всех островах. И ее сбор сочетался с ужением рыбы, сбором дров и грибов. Бруснику собирали в сентябре, когда ягода наберет полную силу. Чтобы освободить ягоду от мусора, на горочке раскладывали одеяло. Подняв корзину над головой, сыпали ягоды на одеяло, а ветерок относил мусор. На одеяле оставались чистые ягоды. Их укладывали в ушаты и замораживали на зиму. В сентябре, когда ночи становились темными, начинался осенний вылов селедки-галлеи - так поморы называли беломорскую сельдь для засола на зиму. После рабочего дня флотилия лодок отправлялась ставить сетки. Наш дом стоял почти что на берегу и поздним осенним вечером, если выглянуть из- за занавески окна в темноту ночи, то увидишь рыбацкие костры то тут, то там. Это наши односельчане коротают ночь до рассвета, чтобы с зарей поднять сети и отправиться домой. И как оживленно было на берегу. Занималось утро. Лодки одна за другой приставали к берегу. Рыбаки выносили сети, из них 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz