История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

Так ежегодно вывозили овец на острова до 1970 г., пока не случилась трагедия, когда один из портовских работников (какой-то новый инженер), не зная жизни местного населения, выехал на остров с собаками и ружьем. Собаки сразу кинулись за стадом овец и загнали их в воду. Овцы поплыли на соседний остров, но и пловцы они плохие и шерсть густая намокла сильно и овечки стали тонуть. Сначала ягнята, потом те из взрослых животных, что послабее. А выплыли на соседний остров только голов 10 самых сильных и молодых. Погибло стадо в 70 голов. У нас погибло 2 овечки. С тех пор местные жители не пытались больше заводить овец. Если нам, девочкам, удавалось самостоятельно уехать на острова, и родители доверяли нам лодку - это была большая радость. Один из примеров, нам: мне, моей троюродной сестре Вале Карташовой и подружке Римме Тарасовой (девочкам 10-12 лет) удалось уговорить Александру Михайловну Карташову - мать Вали, дать нам лодку. Мы собрали все, что положено: весла, парус, удочки, наживку, лопату для копки червей, теплую одежду (брали всегда даже в самую жаркую погоду), продукты на сутки, котелок для ухи, чайник; получили бабушкино задание: насобирать ягод или грибов, наудить рыбы на уху или на жареху, насобирать дров по берегу на одну- две истопки печи. И поехали. А развести костер на острове. Сварить себе ухи и вскипятить чай - это уже наше дело. В этот раз нам удалось наудить рыбы для дома, насобирать грибов и даже выудить, поднять якорь, лежавший на дне. По жребию якорь достался мне, и я счастливая докладывала бабушке об удачной поездке. «Вот бойка девка!», - самая большая бабушкина похвала. Мы росли под бабушкиной опекой, контролем и критикой. А еще она прививала нам добро, христианское милосердие, сочувствие и ей удалось в те богоборческие времена посеять в наших душах зернышки Православия. Из детства мы вынесли умение трудиться, ухаживать за животными, любить их, т.к. перед нами был живой пример заботы о животных наших бабушки и мамы. Когда случалось, что ожидался приплод от козы или овцы в зимнее время, бабушка и мама очень беспокоились. Это беспокойство передавалось и нам, т.к. новорожденные ягнята или козлята могли замерзнуть в хлеву. Ночью спали, чутко прислушиваясь ко всем звукам, доносящимся из хлева, мама с бабушкой по очереди ходили в хлев. И вот радость, утром бабушка в старой фуфайке несет в дом что-то шевелящееся, живое. Родились два ягненка. Поселились ягнята в закуточке за печкой, в тепле, на сене. Овцу- маму приводили для кормления ягнят домой три раза в день. Мы ее угощали хлебушком, как кормящую мать, давали дополнительную порцию пойла или березовый веничек. Ягнята росли быстро, и вот они уже бегают по избе, цокая копытцами, вместе с младшими детьми. Если из двух ягнят один был барашек, то его учили бодаться дети, встав на четвереньки и стукаясь с барашком лбами. Когда у него появлялись рожки, бодаться было уже опасно, надо было убегать и побыстрее. Очень шкодными бывали козлята, они любопытны и не ждали вызова на игру, забегали сзади и бодались или били копытцем. Если дети сидели на полу или стояли на четвереньках, козленок запрыгивал на спину и был копытцем. За всеми играми детей и ягнят следила бабушка, занимаясь пряжей ниток на прялке-колесе. Один из ягнят дотянулся до держателя катушки и погрыз его. До сих пор видно эту отметину. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz