История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

Всегда когда мы возвращались с богатым уловом или с полными корзинками ягод, и бабушка, и мама отправляли нас к соседям и родным отнести мисочку... Я ходила к бабушке Антонине с рыбой, к Нине Филипповне с ягодами. Таков был неписанный закон, обычай поморов - поделиться уловом с соседями, родными и, особенно, больными или пожилыми людьми. Так же добросердечно встречали в поморских домах людей-нищих. Приглашали за стол, кормили и давали снедь в дорогу. У нас в доме всегда были иконы, перед ними висела лампада. Перед праздниками и воскресными днями бабушка возжигала лампаду. Фитильки к лампаде бабушка почему-то всегда просила сделать меня. Лампадного масла не было и в лампаду заливалось очищенное машинное масло. У бабушки была даже кадильница. Икон было достаточно много, стояли они на полочке в красном углу избы и закрыты занавесочками, тюлевыми. Я больше помню, как мы чистили иконы летом, очевидно, перед праздником Рождества Иоанна Предтечи, нашего хоромного праздника26. Все иконы, имеющие металлический оклад, бабушка сама мазала кислым. А кислое - это скисший черный ржаной хлеб, который заранее суток за двое заливали водой, добавляли бруснику или клюкву, и все это вместе скисало. Намазанные кислым иконы некоторое время стояли в тепле, а потом наша бабушка вручала по иконе или две нам, Это Вале, Шуре и мне (Гале) и отправляла на Зелениху, на берег реки Нивы27. Река тогда была полная, быстрая, вода в ней хорошая свежая. На берегу чистый песочек, прогретый солнышком. Мы старательно чистили иконы этим песочком, а потом ополаскивали в чистой природной воде. Помню мне всегда доставалась икона, очевидно, это была Казанской Божьей матери, у которой были острые лучики нимба и сильно кололись, когда я ее чистила песочком. Выполнив работу, неслись к бабушке, бабушка проверяла наши труды. Кто хорошо вымыл, она говорила: «Бойка девка, молодец». Еще вспомнилось мне, как бабушка нас лечила, в дошкольном возрасте я заболела скарлатиной, меня увезли в больницу. По выздоровлении я вернулась домой и дня через два заболела снова, температура, красная сыпь на теле - корь. Приехала скорая помощь, бабушка отказалась от медпомощи. «Девка месяц отлежала в больнице, не вылечили, не дам, сама лечить буду». На какой-то бумаге поставила крестик, очевидно, на отказе от медпомощи. Расписываться она кое-как умела, но тут поставила крестик. Врачи уехали, а бабушка помолилась, нашла красную тряпку и все тело ребенка обернула ею. К утру температура спала, и сыпь прошла. Я пошла на поправку. У нас детей войны здоровье было слабое, продуктов не хватало, нас поддерживали как могли, выдавали гематоген, рыбий жир и так далее. Я опять заболела, теперь ревматизмом, на суставах кисти рук появлялась опухоль, я не могла ходить, так как суставы ног тоже опухали. Я проходила курс лечения в детском отделении больницы, а потом, при обострении болезни, меня лечила бабушка. Она приносила морскую воду, не с нашего берега, здесь вода была опреснена рекой, а с берега Гаина28, там еще не было канала и вода была насыщена морской солью. Эту воду нагревали, сажали меня в ванночку, укрывали одеяльцем, иногда в воду добавляли золу из печки и опять нагревали мои суставы. Все процедуры сопровождались молитвой, и ревматизм ушел, я дожила до старости, никогда мои суставы меня не беспокоили. Светлая тебе память, бабушка Александра Филатовна. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz