История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

Белошицкая Галина Федоровна (Жидких) ИСТОРИЯ СЕМЬИ ЖИДКИХ ПОМОРСКОГО СЕЛА КАНДАЛАКША Кандалакша - одно из древних поселений на Кольской земле1. Чтобы отворить дверь в просторы Кольского полуострова с юга, нужно было добраться до Кандалакши. Старинное поморское селение, у него своя интересная и богатая история становления и развития мирного труда и борьбы с иноземными захватчиками. Каждая страница прошлого доносит до сегодняшнего дня человека, любящего свою Родину, человека-труженика моря. Душа, мысли и чувства наших предков, события их жизни их труд и борьбу. Первое упоминание о Кандалакше в норвежской летописи относится к 920-930 годам, где Кандалакшу норвежцы называют Гандвигой2. Их походы на Гандвиг в основном носили характер разбоя и грабежа местного населения. Всю территорию к северу от реки Нивы скандинавские правители еще долго считали своими владениями. Власть русских князей установилась на Кандалакшском берегу позднее и особенно окрепла с возникновением здесь православных монастырей, игравших роль одновременно религиозно-просветительскую и крепостей-защитниц отдаленных окраин России. В «Софийском временнике» и Ростовской летописи говорится: «... в 1526 году приехали к Москве Лопля с моря Окияна из Кандалажской губы усть Нивы реки из Дикой и били челом Государю и просили антимиса и священников церковь свящати... и Государь велел архиепископу Макарию послать из Нова-града в соборные церкви священника и диака и они ехавши свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и мно лоплян крестиша... »3. К концу 16 века в 1574 году население Кандалакши составляло - 132 ... (28 монахов, 3 дьячка, 31 трудник, 70 наемных солеваров). В 1854 году - 140 жителей. В 1896 году - 770 жителей. Главным источником существования населения Кандалакши служило рыболовство, особенно сельдяной промысел. Бочки сельдянки стояли тут же на берегу залива, у поморских изб, в любой момент готовы к отгрузке на судно. Так же занимались промыслом морского и пушного зверя, варили соль, разводили скот, возделывали огороды. Беломорье - край сильных, мужественных людей, воспитанных морем. Поморы трудятся с отдачей всех своих сил и знаний, уважают человека, ценят семью, товарищество, взаимопомощь. Повседневную жизнь простую и скромную они украшают творениями собственных рук. Они живут и оставляют на родной земле глубокий след. Они хранят бесценный дар - веру Православную - они проносят ее через всю свою жизнь и даже в самые тяжелые годы богоборческой власти поморам удалось сберечь и сохранить в душе своей и своих детей этот бесценный дар Божий. Содержание: 1. Филипп Жидких 2. Иван Филиппович Жидких 3. Прокопий Иванович Жидких, Петр Прокопьевич Жидких 4. Евдоким Иванович Жидких (наш дед) 5. Александра Филатовна Жидких (наша бабушка) 6. Федор Евдокимович Жидких (наш отец) 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz