История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

с позиций народной, христианской, трудовой, коллективистской этики. Ее можно назвать «этикой солидарности», и распространяется она на все сферы жизни сельской и семейной общностей. Нравственно-поведенческие нормы касаются хозяйственной деятельности: культуры рыболовства, ведения домашнего хозяйства, отношения к домашним животным. Отношения между односельчанами основываются на взаимной поддержке и оцениваются как доброжелательные и доверительные. Показательными аргументами служат незапертые двери, к которым приставлен веничек, если хозяев нет дома, и обычай ходить в гости без приглашения. «Неписаным законом» поморов был обычай делиться уловом с родными и соседями, особенно теми, у кого в силу возраста, здоровья, состава семьи и т.п. были ограничены возможности лова. «Поморский закон» взаимопомощи подтверждают и рассказы о случаях спасения тонущих. Один из них особенно примечателен с точки зрения этических норм, которые усваивались с детства: дети спасают троих взрослых мужчин, и тринадцатилетний подросток, останавливая молодого мужчину, командует, что первым будут поднимать из лодки старшего по возрасту. В семейной хронике много говорится о воспитании. Это естественно. Во-первых, автор - педагог по профессии, во-вторых, основное содержание «Истории семьи» связано с периодом ее детства и отрочества, в-третьих, жанр произведения, его целевая направленность предполагают обращение старшего поколения к младшему. С высоты настоящего жизненного и профессионального опыта Галина Федоровна очень просто определяет главную воспитательную стратегию своей семьи: «Нас воспитывали трудом, своим личным примером трудолюбия, в послушании старшим ». По ее мнению, добродетели послушания и уважения к старшим « заложены в христианском воспитании детей». Таким образом, семейное воспитание в «классической» (патриархального типа) семье имеет два основания трудовое и религиозное. В самом повествовании можно проследить известное гендерное распределение этих начал. Трудовые навыки, связанные с ловом рыбы, дети получают благодаря обоим родителям, прежде всего отцу. В частности, он обучает старшую дочь обращаться с лодочным мотором, ставить сети, заниматься подледным ловом. Вместе с тем, рыбачат все члены семьи: «....бабушка всегда сидела за кормовыми веслами, а носовыми гребли внучки Валя и Шура (им было соответственно по 11 и 10 лет), я сидела на середине лодки, мне было лет 5-6, но грести веслами я уже умела хорошо». Г.Ф. Белошицкая неоднократно подчеркивает, что дети участвовали во всех хозяйственных делах, будь то промысел, уход за животными, сбор ягод или работа по дому. Приобретение соответствующих знаний и навыков, таким образом, осуществлялось через совместную деятельность и подражание, как это всегда происходило в крестьянских семьях. Результаты такой системы воспитания демонстрируют характеристики членов семьи Жидких, мужчин и женщин. Перечень того, чему научилась с детства бабушка в своей семье, представляет все основные функции поморских женщин: «уход за коровой, лошадью, овечками, курами, умение заготавливать корма для них, их сохранность. Снятие шерсти с овечек и обработка ее вплоть до шерстяных вязаных изделий. Умение изготавливать молочные продукты. Ставить сети на треску и селедку. Умение сохранить, продать, засолить улов. Умение пользоваться лодкой, веслами и парусом. Выпечка хлеба, заготовка продуктов на зиму, заготовка дров. Навыки обихода в доме. И во всем этом глубокая Православная вера». В образах бабушки и 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz