История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

решения принимались главой семьи и дополнительно обсуждались на семейном совете. Высокий статус и относительно независимое положение поморской женщины в разные исторические периоды отмечали почти все исследователи и бытописатели. По мнению историков, такому положению способствовал, в частности, промысловый тип хозяйства [Безгин, 2001, с.210-211]. Как пишет Т.А. Бернштам, в силу естественных факторов - гибели на промыслах, «морских» заболеваний - был численный перевес женщин, особенно начиная со зрелого возраста 30-40 лет, к старости перевес увеличивался, «старух в Поморье было чуть не втрое больше стариков. Поэтому издавна возник ряд специфических женских промысловых ролей» [Бернштам, 2009, с.215]. Она же отметила, что в Поморье практически не было проблемы «прокорма стариков», поскольку до преклонных лет люди занимались если не морским промыслом, то озерным и речным ловом. К этому можно добавить и другие хозяйственно важные занятия, которыми занималось старшее поколение, и они наглядно продемонстрированы на примере семьи Жидких. Г.Ф. Белошицкая остроумно замечает, что, когда бабушка уже не занималась общим хозяйством, все-таки «в силу многолетней привычки руководить, выделила себе из общего стада овечку и курочку, и когда курица не несла яйца, бабушка подозревала в этом невестку» (замечательный пример традиционного типа отношений свекрови и невестки). В отношении же домашнего воспитания Галина Федоровна констатирует: «Мы росли под бабушкиной опекой, контролем и критикой». Думается, последнее утверждение никак не связано со спецификой поморской семьи. Если не каждый, то многие из тех, кто вырос в семье, в которой есть бабушка, очевидно, скажут так же. С течением времени семья стала постепенно разъединяться, прежде всего экономически, в силу различий профессионального статуса внутри поколения. Это, в свою очередь, сказалось на структуре семейных отношений и образе жизни «дочерних» семей: «Хотя и рядом братья жили и работали, а семейный бюджет сильно различался. Павел и его жена Нина Ивановна - государственные служащие (электромонтер и бухгалтер), получали зарплату, плюс полярные надбавки, плюс коэффициент. Семья же Федора - колхозники. Отец работал наравне со всеми, а получал по трудовым дням копейки, без полярных надбавок и коэффициента. Чтобы прокормить семью приходилось много работать». Относительно автономным становился быт каждой из семей. В частности, за детьми начинают ухаживать отдельно (в разных избах и с приглашенными няньками). При этом, как утверждает Г.Ф. Белошицкая, при всех обстоятельствах, жили братья и их семьи дружно - следствие семейного воспитания. Можно предположить, что так было не во всех семьях, в которых произошла социальная дифференциация. За семейную атмосферу традиционно отвечают женщины. Автор пишет, что ее бабушке и маме «удавалось создавать в доме атмосферу душевности и понимания, ответственности и взаимовыручки, что в наших детских душах сохранилось на долгие годы до нашей старости и позволило нам жить дружно рядом всю жизнь на удивление современным семьям». Данное утверждение свидетельствует о том, что какой бы сплоченной ни была локальная общность, семья имеет собственную идентичность и может противопоставить себя другим таким же семьям. Кроме того, «современные» семьи сопоставляются с «семьей в прошлом» - в пользу последней. Суждения автора основываются, прежде всего, на нравственной оценке. В «Истории семьи Жидких» люди, поступки, отношения характеризуются 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz