История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

<...>. Для отбеливания белья сельские женщины раскладывали полотенца, простыни, наволочки на чистом льду под весенним солнышком » и т.д. В «Истории семьи Жидких» есть данные о народной медицине. Целительством занималась бабушка, и в повествование вошло несколько описаний конкретных случаев лечения болезней народными средствами, которые, собственно, и являются «традиционными». Там, где не справлялись медики, могли помочь прогревание в протопленной печи, морская соленая вода, щелок и, конечно, молитва. Автор пишет и о медицинских знаниях отца, особенно в области оказания неотложной помощи, об экстренных случаях, когда их приходилось применить, иногда - к удивлению профессиональных врачей. Источник содержит ценные сведения о поморском жилище и подсобных постройках. По мнению этнографов, «будучи в целом севернорусским с вариантами комплексом, жилище и хозяйственные постройки Поморья отличались в основном развитием промыслово-рыболовецкой части усадьбы. Интересно, что, несмотря на эту специфику, требовавшую особых сооружений, помещений и т.п., количество сельскохозяйственных строений на Поморском, Карельском, Кандалакшском берегах составляло в среднем 1:1.6, т.е. было несколько выше, чем во многих местностях центральной России» (по данным В.В. Никольского, 1927 г. [Бернштам, 2009, с.51]). Галина Федоровна изобразила на схеме и описала организацию дедовского дома, который состоял из четырех изб. Как известно, в ХІХ-ХХ вв. «повсеместно в Поморье существовали названия «дом» и «изба» в качестве обозначения всего комплекса дома-двора, но при этом избой назывались также либо помещение с печью <...>, либо любая комната дома» [Там же, с.40]. На Севере раньше, чем в других регионах расселения русских, дома стали многокамерными. Дом Жидких - пример такого большого дома для «большой» (неразделенной) семьи. По устному свидетельству Г.Ф. Белошицкой, в определенный период времени какая-то из «изб» (частей дома) могла пустовать - до тех пор, пока кто-то из взрослых детей не обзаводился своей семьей. Такое устройство жилища полностью соответствовало структуре семьи. Т.А. Бернштам, обобщая историко-этнографические данные, писала: «...разделы в Поморье, да и вообще на Севере стали частым явлением лишь в начале XX в., до этого времени традиционная для севера большая семья имела от одного до трех домов, объединенная общим хозяйством и представлявшая семейную общину» [Там же, с.32]. «История семьи Жидких» подтверждает, что до середины XX в., пока сохранялись, хоть и в редуцированном виде, элементы традиционного хозяйства и образа жизни, не происходило полного разделения семей. О родительском поколении автор пишет: « Работали братья, жили рядом, ловили рыбу, а детей оставляли под присмотром матери, нашей бабушки Александры Филатовны». В тексте Г.Ф. Белошицкой даются не только описание, оценка, но фактически и анализ структуры традиционной поморской семьи и семейных ролей в их динамике. Лишившись старшего мужчины, подобно многим российским семьям XX века, которые в войнах и прочих социальных катаклизмах утратили кормильцев, семья Жидких фактически возглавлялась женщиной - бабушкой. Даже когда у взрослых сыновей стали создаваться свои семьи, «всем хозяйством руководила бабушка, сыновья свою зарплату отдавали ей, а уж она решала, кому что купить и как прокормиться ». Все важные 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz