История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

Естественно, что в описаниях домашнего быта, будничных, выходных и праздничных дней обязательно присутствует пища. Основу питания поморов составляла рыба, также распространены были разнообразные специфические виды выпечки (рыбники, шаньги, калитки и т.д.), из овощей на первом месте была репа. Эти особенности рациона достаточно хорошо описаны в этнографической литературе [Бернштам, 2009, с.74-81]. Текст «Истории» замечателен тем, что дает представление о питании одной семьи в разные периоды времени, в нем рассказывается о том, как готовились и подавались на стол те или иные блюда, как менялся состав пищи в зависимости от сезона, исторического времени и ситуации. Описывая праздничный стол или ситуацию приема гостей, Г.Ф. непременно отмечает, что не было ни вина, ни водки; а если в праздник и был алкоголь, то это домашняя брага, причем « женщины не пили совсем, мужчины пили в меру». Можно наблюдать, как в период разрушения традиционного поморского хозяйства блюда поморской кухни постепенно из повседневных становились праздничными. Они превращались в продукт для обмена (торговли), самим членам семьи доставались по «остаточному» принципу и, наконец, «остались в детстве», то есть в другом времени - как воспоминание. Прежде всего, это касается семги, которой славятся Кандалакшский и Терский берега: « .Наваристая семужья уха и большие куски отварной красной рыбы, дымящиеся в большом блюде на столе, кулебяки с семгой, красная икра (но на столе она была редко, все уходило на продажу) - это все осталось в детстве, пока был жив и здоров отец». Как обычно в этнографических описаниях, главным местом дома является печь. С ней связаны все сферы жизни, и она выполняет наибольшее количество функций: « Она занимала четверть избы и выполняла функции спальни, игровой площадки для детей, местом лечения, сушилкой для обуви и одежды, местом душевных бесед и сказок », а в годы войны была еще и бомбоубежищем. Быт поморской семьи представлен в разнообразных повседневных занятиях, в том числе обиходных, связанных с поддержанием чистоты и здоровья, с использованием тех или иных предметов и уходом за ними. На чистоту в поморских домах обращали внимание, кажется, все без исключения этнографы, путешественники, побывавшие в этих местах. В начале XX в. один из них писал: «Поморы заботятся, главным образом, о том, чтобы все необходимое в их жизни было прочно, чисто, удобно» [Попов, 1910, с.45]. Другой отмечал почти два десятилетия спустя: «Внутри жилье приятно поражает порядком и аккуратностью, свидетельствующими о культурных привычках населения. В самой обыкновенной избе, обставленной с самой скромной простотой, все, однако, имеет такой вид, как будто бы хозяева приготовились к встрече большого праздника» [Никольский, 1927, с.29]. Эти и подобные высказывания вспоминаются, когда читаешь подробное описание того, как внучки под руководством бабушки чистили икону, или о том, как в праздники «в доме была особая какая-то чистота и порядок». С этнографической точностью, перечнем предметов, действий, обстановки описан процесс зимней стирки, сушки и отбеливания белья: «Я помню эту детскую ванну-корыто, стиральную доску-гармошку, бак для кипячения белья, а полоскать белье приходилось на речке. <...>. На реке мужчины вырубали прямоугольную прорубь, и женщины села все приходили сюда полоскать белье. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz