История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

«История семьи Жидких» может служить своего рода энциклопедией поморского хозяйственного быта, особенно всего, что касается разных способов лова рыбы. Подробно описывается зимний (подледный) и летний лов сельди неводом, как «кололи» (с помощью остроги) семгу, ловили ее сетями. Особенностью описаний является то, что сделаны они на основе живых воспоминаний участника, носителя поморской культуры. Для автора все эти виды деятельности являлись привычными, а обыденное и повторяющееся, как известно, лучше всего удерживается в памяти, поэтому всю информацию можно считать надежной и точной. Текст содержит описание и самих действий, и орудий лова. В ряде случаев оно сопровождается рисунками и схемами - для наглядности. Не будем перечислять все элементы этнографической реальности, поскольку они содержатся в тексте. Отметим лишь особенности описаний данного типа. В рассказе о рыбной ловле описывается не только последовательность действий, место и обстановка, использование орудий лова, но и непосредственное восприятие происходящего: « Вот на гладкой поверхности губки начинают появляться кружочки там, тут. И вот уже вся гладкая поверхность кипит как от дождя. И тут не зевай, не громыхни ничем: ни камнем, ни сапогом, ни веслом. Невод заранее укладывался очень аккуратно, как парашют, чтобы во время метания ничто не мешало, не зацепилось». Отметим, что точность этнографических описаний во многом зависит от способа изложения, литературных возможностей автора. Повествование Г.Ф. Белошицкой, безупречное с точки зрения литературности, стремящееся к языковой точности, умеренно использующее образы, является примером того, что в социальной антропологии называют «интерпретацией первого порядка» [Гирц, 1997, с. 184]. Перед нами записанный опыт, в котором все значения действий, предметов, отношений, слов и т.д. находятся «на своих местах», в рамках описываемой культуры. Через отношение автора, а не общие формулировки передается характер изменений, которые произошли с хозяйственным комплексом поморов: «...на рыбалку <...> ехали работать, чтобы прокормить семью, а не отдыхать, как делают многие теперь». Так отмечается перемена функции традиционных занятий. Рыболовство всегда являлось для поморов основной жизнеобеспечивающей деятельностью. Затем, когда рыболовы и их потомки стали работать на производстве, в госучреждениях и т.п., оно стало промыслом. Вместе с тем, не являясь главным источником дохода, рыболовство фактически продолжало составлять основу жизнеобеспечения. В ходе дальнейших социально-экономических преобразований оно превратилось в досуговое занятие, профессионализм сменился любительством, которое относится, скорее, к сфере рекреации и характеризуется потребительским отношением к природе. Вспомогательным занятием населения было скотоводство: держали главным образом коров, овец. В 1915 г. побывавший в Кандалакше служащий Б.А. Риппас отметил: «В летнее время овцы сохраняются на островах, а зимой их кормят тем же, чем коров» [Риппас, 1915, с.5]. Описание того, как овец вывозили на острова, является одним из самых ярких и относительно самостоятельных фрагментов «Истории семьи Жидких». В него включены эпизоды, связанные с поиском овец, использованы диалоги, и все повествование проникнуто любовью к животным, природе, односельчанам. Далее следует рассказ о гибели овец и прекращении в 1970 г. островного выпаса из-за невежества приезжего работника порта, нежелания считаться с обычаями местного населения. Это трагическое событие можно воспринять как символическое. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz