История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

подтверждением солидарности земляков. Таких историй в повествовании А.Ф. Белошицкой несколько. Они связаны и с родственниками, и с односельчанами. Кроме того, текст содержит ряд интересных рассказов о перипетиях жизни отдельных людей, индивидуальных судьбах. Это тоже своеобразные свидетельства времени. Яркий пример - история о «хитром поморе», дьяке села Ковда C.JI. Чалкове, который, благодаря смекалке, спасся в немецкой душегубке времен Первой мировой и был отпущен из плена. В целом, текст «Истории» содержит большой объем биографической информации о разных людях. По ней можно проследить жизненные траектории членов поморских семей, которые учились, служили в армии, создавали семьи, переезжали (большей частью, временно). Это источник для изучения брачных связей, профессиональной, социальной и территориальной мобильности населения и многого другого. Повествование о жизни и быте одной семьи фактически представляет историю на разных ее уровнях. Оно содержит сведения об отдельных людях, семьях, судьбе поселения Кандалакша и одновременно отражает процесс «макроисторических», цивилизационных изменений. Важной вехой перелома был ввод в действие электростанции Нива ГЭС-3, после чего « река сильно обмелела, так как воду ее пустили в подземный канал. Исчезло и семужье стадо». Это означало свертывание промысловой деятельности, основанного на нем образа жизни и определенных социальных отношений. И все-таки поморская общность села Кандалакша, ставшего к тому времени периферийным городским районом, сохранялась. До тех пор, « пока не началось строительство новых причалов морского торгового порта. Дома древнего поморского села стали сноситься, жители переселялись в городские квартиры, и большая часть села была уничтожена даже там, где территория порта не проходила». Происходило это в начале 1980-х. И в настоящее время на месте крепкого поморского дома семьи Жидких находится котлован, на краю которого еще удерживается корнями березка, посаженная когда-то девочкой Галей. * * * «История семьи Жидких» полноправно должна рассматриваться как источник по этнографии поморов Кандалакшского берега Белого моря. Повествование имеет отчетливую этнографическую направленность. Сочетая свойства генеалогической хроники и свободных биографических мемуаров, текст включает в себя элементы этнографических очерков, в которых описываются различные стороны промыслового и семейного быта кандалакшан. В ряде случаев автор прямо указывает на то, что одной из ее целей является описание бытовых реалий: орудий и способов лова рыбы, предметов повседневного обихода, построек. «Хотелось бы описать амбар...», - пишет, например, Г.Ф. Белошицкая и фактически принимает на себя роль этнографа, описывающего уходящую крестьянскую культуру читателям новейшего времени. Просветительская установка автора сказывается и в том, что она приводит объяснения многих слов, обозначающих не только поморские, но и общие этнографические понятия. Ее поколению такой «перевод» был не нужен, а потомкам он просто необходим. Ведь даже в случае закономерного исчезновения этнографических предметов, построек, ухода традиционных обычаев из реальной жизни они могут и должны сохраниться как факты культуры, а это возможно, прежде всего, в слове. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz