История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.
В такой ситуации семья нуждается в социальной помощи, но для поморов, всегда самостоятельных, имевших стабильные хозяйства и отличавшихся чувством собственного достоинства, принять помощь психологически сложно: « Как-то школа, учитывая низкий доход семьи, выделила для Лени и Тани пальто и валенки. Но это было так стыдно получать, что мама отказалась вначале от помощи, говоря, что сами все купят, но потом учителя убедили взять эти вещи». Интересной исторической подробностью является упоминание о том, как Ф.Е. Жидких - отец шестерых детей - пытался судиться с колхозом и выйти из него. В 1952-1953 гг. это было практически невозможно, но сам факт свидетельствует о том, что отдельные люди пытались противостоять тому, что сейчас принято называть «колхозным рабством». Если обращение в судебные инстанции является попыткой решить проблемы жизнеобеспечения семьи легитимным путем, то иную стратегию представляет «внезаконная» промыслово-хозяйственная деятельность. Для поморских семей она всегда оставалась главным средством существования или «выживания». «Браконьерство», благодаря которому удавалось поддерживать уровень жизни, - это, по сути, традиционный способ рыболовецкого хозяйства поморов, рационально организованный, поддерживающий равновесие человека с природой, связанный с определенными социальными отношениями и культурой. В ситуации жесткого государственного контроля над ресурсами традиционное природопользование превратилось в «теневую экономику» и стало одной из форм негласного противостояния семьи (как института) и государства. Семья не имеет возможности отказаться от привычного способа жизнеобеспечения, и ее жизнь фактически начинает развиваться по законам авантюрно-криминального сюжета. Он складывается из ряда рассказов о том, как тайно занимались ловом семги, обеспечивали лояльность «нужных» людей, или о том, как отец однажды убил лося, и мать с дочкой, испытывая большой страх, пытались спрятать шкуру, а мясо для приготовления еды впоследствии доставали с опасением. Один из рассказов очень похож на сказку из группы сюжетов о хитрых и ловких людях - рассказ о диалоге девочки с работниками рыбнадзора, которые так и не смогли ее оштрафовать. Выловленная в нарушение закона рыба шла, в основном, на продажу и продавали ее людям «надежным» и «нужным». Таким образом, распределение улова соответствовало сети ближайшей социальной поддержки семьи. Она складывается из родственно-дружеских связей и включает лиц, статус которых обеспечивает семейное благополучие или, по крайней мере, безопасность. Это классические отношения дарообмена, или «реципрокации», которые обеспечивают социальное равновесие группы путем взаимопомощи. Положение семьи Жидких улучшилось, когда отец перешел на работу в государственное учреждение - Кандалакшский заповедник. Помимо повышения социального статуса, эта перемена обеспечила расширение хозяйственных возможностей, поскольку заповедник выделял своим работникам сенокосные угодья. Этим и ознаменован в семейной хронике 1954 год. Страницы, на которых описан день сенокоса на острове Докучеиха, относятся к одним из самых лиричных и светлых в тексте, несмотря на то, что тогда семья пережила большую опасность, попав в шторм. К таким же поэтическим фрагментам, которые передают атмосферу семейного счастья от совместного труда, пережитых страхов, от общения друг с другом и с природой, относятся 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz