История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.
цельного ареала - Беломорья. Как определяет Г.Ф. Белошицкая, это «край сильных, мужественных людей, воспитанных морем». Характеризуя родных, односельчан, те или иные элементы быта, автор чаще всего использует обозначения «помор», «поморский». Самосознание поморов, до настоящего времени отличающее потомков коренных фамилий побережий Белого моря, основывается на специфике традиционных занятий, быта, всего культурного комплекса рыболовческого населения. По мнению авторитетного исследователя истории и культуры Поморья Т.А. Бернштам, «поморское самосознание ранее всего развилось не в восточнопоморских районах, входивших в Двинскую землю, а у жителей побережья Кандалакшского залива и северо-западной части Карельского берега (Кереть), т.е. в северо-западном Поморье. Термин «помор» < ...> впервые появился здесь в среде населения, освоившего и развившего вместе с соседними народами океанский промысел на западном побережье Мурмана» [Бернштам, 2009, с. 19]. В письменных источниках он также появился ранее всего «применительно к жителям именно Кандалакшской губы (1526 г.), но уже в XIX в., по письменным свидетельствам, он не употреблялся здесь в качестве самоназвания и встречался только как название жителей Беломорского побережья от г.Кеми до г.Архангельска» [Бернштам, Лапин, 1972, с. 19]. По данным экспедиционных исследований начала 1970-х гг., поморское самосознание населения Кандалакшского берега было выражено слабее, чем, например, у жителей Карельского и некоторых других берегов. Этнографы отмечали: «В настоящее время поморы «сливаются с массивом севернорусского населения; «поморская» (морская) культурно-бытовая специфика в большей степени и во многих местах уступает место «лесной» специфике (развитие лесной промышленности, появление лесных поселков нового типа, превращение старых поморских сел в лесные поселки и т.п.)» [Там же, с. 18]. Надо полагать, поморская идентичность дольше сохранялась (и отчасти сохраняется) у потомков тех семей, которые до относительно недавнего времени поддерживали отдельные черты поморского хозяйственного уклада, занимаясь рыболовством. А когда такой возможности не стало, поморская идентичность начала сохраняться как память членов семейно родственной группы и одно из оснований ее солидарности. Цель написания семейной истории - закрепить воспоминания и соединить разрозненные документальные свидетельства в единую цепь с тем, чтобы оставить потомкам, прежде всего своего рода, его коллективный портрет во времени. Такое повествование всегда выполняет четкие образовательные и воспитательные задачи. В нем сильно выражено нравственное начало. В данном случае оно формулируется в первых и заключительных строках. Семейная история патриотична и пишется для того, «чтобы потомки знали, помнили, где они живут. Знали историю своего родного края, любили его». У Кандалакши, как пишет Г.Ф. Белошицкая, « своя интересная и богатая история становления и развития мирного труда и борьбы с иноземными захватчиками. Каждая страница прошлого доносит до сегодняшнего дня человека, любящего свою Родину, человека - труженика моря». Жанр генеалогической хроники предполагает акцент на «истоках» предыстории и происхождении. Рассказ о родине предков или просто указание на местность их проживания или «исхода» (для переселенческих семей) - это типичное начало устных и письменных семейных воспоминаний (подробнее см.: 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz