История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

кольцо», Надежда Кадышева. Опубликованные варианты показывают значительную вариативность песни. В сокращенной версии сюжетная ситуация предстает гармоничной; в другой версии события развиваются трагически («Мне не долго добежать до проруби, / Не запрятав даже русых кос»), женщина топится, завещая сыну не быть таким, как папа. В публикуемом варианте драматизм присутствует только в финале, в сглаженном виде. № 5. «Была тихая погода» Рук. л .4. Народная песня-романс. Варианты: Адоньева, Герасимова, 1996, № 45, с.58-59 (зап. в Арханг. обл. в 1980 г., финал: «Не успела, не сумела / Кари глазки срисовать / Милый, каренькие глазки, / мне вас больше не видать»); № 245, с.280-281; Тамаркина 2000, с.575-581 (8 вариантов). № 6 а,б. « Как поехал добрый молодец во чисто поле гулять» Рук. лл.5-6. Старинная протяжная лирическая песня. Традиция таких песен особенно хорошо была развита на Русском Севере. Варианты публиковались в самых известных русских народно-песенных собраниях конца XIX в., а также на протяжении XX в. в различных изданиях фольклора Архангельского Севера и Поморья. Песня широко бытовала, в частности, в 1960-е гг. в северной части Карельского Поморья (наиболее близкого в культурном отношении Кандалакшскому и Терскому берегам). Варианты: Истомин, Ляпунов, 1899, № 19; Соболевский, 1,1895, № 317; Песни Пинежья, 1937, № 3; Митрофанова, Федорова, 1966, с.124; Разумова, Коски, 1971, № 53 - вариант, наиболее близкий к публикуемому нами, но менее развернутый, записан в Кеми в 1963 г. Фактически в записи 6а представлены два варианта исполнения второй части песни; а запись 66 - вариант ее начала с небольшими лексическими расхождениями. № 7. «Вот зажглися люстры, осветился зал» Рук. л.7. По сюжетной ситуации и реалиям текст сочетает признаки лирической песни и городского «жестокого» романса. Варианты: Адоньева, Герасимова, 1996, № 27, с.34-35; Кулагина, Селиванов, 1999, № 293, с.270-271. В публикуемом варианте отсутствует трагическая развязка, в отличие от некоторых других текстов, в которых во второй части песни дочь обещает матери, что отомстит, а мать находят с кинжалом в груди. № 8. «Белым снегом, белым снегом». Рук. л.7. Авторская лирическая песня. Автор текста Григорий Варшавский (1946 г.р.?), москвич, по профессии геолог, инженер; пишет стихи и прозу. Автор музыки - композитор-песенник Евгений Павлович Родыгин (1925 г.р.), фронтовик, окончил Уральскую государственную консерваторию; заведовал музыкальной частью Уральского государственного русского народного хора, написал музыку всемирно известных песен "Уральская рябинушка", "Куда бежишь, тропинка милая", "Лен мой" и др. Народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Песня «Белым снегом» написана в 1960 г. Иногда текст публикуется с пометкой «музыка и слова народные». Текст в публикациях варьирует незначительно. Данный вариант очень близок к оригиналу за вычетом небольших лексических расхождений. № 9. « Молода ль я молодка, молоденька я» Рук. л. 8. Народная песня, относится по форме к «частым» (ритмичным), по типу исполнения к плясовым, исполнялась также как хороводная. Имела широкий ареал бытования; в середине XX в. много уральских записей. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz